Ма Инда и Западный шест
Западный шест - выдающееся культурное наследие великих мастеров ушу обладающий отчетливыми территориальными признаками. Его география обширна, он прочно вошел в культурную жизнь Северо-Запада Китая и испытал годы тягот и лишений. Через оттачивание и передачу опыта бесчисленных знатоков западного шеста, в конце концов, в мире у-линь сформировался его современный облик. Глубокое исследование и передача культуры западного шеста - это историческая задача нынешних последователей боевых искусств.
Среди многих знатоков западного шеста, Ма Инда, благодаря его точной передаче истоков, углубленной ежедневной работе в воинском учении и распространении этих замечательных достижений, стал выдающимся представителем своего времени.
Нужно отметить, что Ма Инда, ввиду "глубокого постижения и хорошей подготовке", всестороннего развития в воинском учении с ранних лет был хорошо осведомлен в у-линь (в области боевых искусств). Поэтому в данной статье не рассматриваются его достижения в пигуа, бацзи, фаньцзы цюань и Чоцзяо, а поговорим о Западном шесте.
Высокая и точная передача истоков.
Ма Инда, второе имя Мэнцан, по прозвищу И Чжоу. Другое прозвище Яньшань У-ши (воин из Яньшаня). Дунганин. Происходит из деревни Ян Шицяо, пр. Хэбэй, уезда Цан. Родился 13 августа 1930г в Ланьчжоу. Скончался от болезни 25 июля 2000г. Прожил 70 лет.
Отец Ма Инда – основоположник Тунбэй почетный учитель Ма Фэнту, второе имя Цзянь И по прозвищу Сань И Лаожэнь (старец трех искусств). Родился в 1886г. Ушел из жизни в 1973г. Прожил 88 лет. Является главным носителем идеи «Вэнь у бэй» (постигать гражданское, готовя военное) своего поколения. Ма Фэнту является самым выдающимся последователем системы пигуа цюань от Хуан Линьбяо из Яньшаня. В тоже время ему посчастливилось лично обучаться бацзи у У Маотана и Ло Туаньчжана из Мэнцунь. В последствии тайцзи цюань у известного учителя из Тяньцзиня – Ли Жуйдуна. Поддерживал дружеские отношения и обменивался опытом с «тремя почетными старцами из Фентяня – Хао Минцзю, Ху Фенсянем и знаменитым учителем танлан цюань Чен Дунгэ. Учитель Ма Фэнту через философское учение Ян и Ли «постигать гражданское готовя военное», а также центральную идею Ци Цзигуана «совместно изучать методы кулака всех школ», в основах воинских учений пигуа и бацзи выявил сердцевину усилий тунбэй.
Унаследованное учителем Ма Фэнту воинское учение "вэнь тун у бэй", полноценно передано и развито через личность господина Ма Инда. Выдающиеся природные данные, благородное происхождение, связи с яркими учителями и именитыми кланами, создали предпосылки для самого лучшего образования. В свое время он перенимал специальную спортивную подготовку у спортсменов бывшего СССР. Все эти благоприятные условия позволили Ма Инда окончательно завершить формирование сути тунбэй. Помимо этого господин Ма Инда обладал широким кругозором, прочными познаниями в истории и литературе; с детства усердно занимался каллиграфией, его письмо было изящно и утонченно; изучал медицину и был просвещён в китайских методах врачевания… Большое количество его рукописей, наполненных богатых содержанием и глубоким смыслом, выполненных в безупречном классическом стиле и с писательским талантом, свидетельствуют о широкой эрудиции господина Ма Инда и глубоких гуманитарных познаниях.
Относительно его успехов в воинском деле как то писал его родной брат профессор Ма Минда: "Мой старший брат Ма Инда был наиболее известен благодаря фаньцзы, бянь гань и люхэ да цян, а равно и бацзи, был его сильной стороной. Его обрушивающееся усилие, усилие опирания были огромны. В жестком виделись гибкость и мягкость. Именно он сплавил характерные черты фаньцзы и бацзи. Участник спортивных состязаний по национальным видам спорта в Тяньцзине в 1953г, он в паре с Сяньда, представлял бацзи».
Что касается приемов с палкой, то Ма Инда непосредственно унаследовал традицию семейных методов шеста. Согласно его записям "Краткая биография моей деятельности в ушу", когда Ма Инда было 18 (1948г), то отец сам передал ему "у ши у ту фен мо гунь" (55 рисунков шеста сумасшедшего).
Кроме Ма Фэнту еще двое последователей тунбэй занимались методами шеста - Ван Тяньпен и Ло Веньюань. Ван Тяньпен и Ло Веньюань были выдающимися учениками учителя Ма Фенту (Ло был младшим братом жены Ма и внутри семьи звали его "Ло - бабушкин брат"), оба были известны в Ганьсу своими методами шеста. Их звали "короли северо-западной палки". Сила Ло и Ван Тяньпена была глубока, боевые навыки исключительны. Мощь его шеста значительна, энергия потрясающа. У Ло Веньюаня усилия тунбэй были чистые, он владел удивительным мастерством в смене приемов и методов хвата.
Начиная с 12 лет и до своих 17-18 лет Ма Инда получал от обоих искренние наставления. Высокое начало, прямая передача и прилежание ставят его в ряд первоклассных шестовиков. Помимо того, что господин Ма Инда обучался технике владения палкой непосредственно у своего отца Ма Фэнту, а также его учеников Ван Тяньпена, Ло Веньюаня, и соучеников в тунбэй Фан Сюэли и Бянь Гу, он интересовался мнениями других, открыто консультировался у известных в Ганьсу мастеров шеста, изучал и перенимал их идеи. Такие мастера старшего поколения, как Лян Цзыцай, учитель Бянь Гу - все делились с Ма Инда своим искусством.
Отточенные и всесторонние достижения Западного шеста.
В связи с точной передачей, навыки во владении приемами шеста Ма Инда стали безупречными и отточенными. Эти достижения господина Ма Инда берут начало в плодородной почве Боевого Учения тунбэй. Но господин Ма Инда обладал такими высокими навыками не только в кулачном учении тунбэй - пигуа, бацзи, фаньцзы и чоцзяо передававшихся в рамках семейной традиции, но и в прочих кулачных искусствах - танлан, синъ и, багуа, тайзи. Помимо кулачного искусства, господин Ма Инда владел различными видами оружия тунбэй – люхэ да цян, Ци цян, гунь фа, пигуа дао, типао цзянь, Фен тоу шуан гоу. Его навыки во владении палкой получили особое уважение, главным образом, в кругах у-линь Северо-запада.
"Изучишь тысячу мечей - станешь знатоком оружия; сыграешь тысячу мелодий - станешь знатоком музыки". Глубокие и весомые успехи в Военном Учении Ма Инда заложили прочную основу для упорядочивания и исследования традиции Западной палки. Боевое искусство Западной палки, переданное и обновленное господином Ма Инда, можно разделить на четыре категории. Первая - это изначально существовавшее в тунбэй искусство палки. Это как раз та традиционная хэбэйская техника, которая передавалась самим Учителем Ма Фэнту. Она включает в себя трехзвенный цеп, двухзвенный цеп, короткую палку, парные колья.
Сила пигуа цюань господина Ма Инда была значительна, поэтому он прекрасно владел всеми четырьмя перечисленными выше видами техники палки тунбэй. Особо любил трехзвенный цеп.
"Искусство трехзвенного цепа передал великий наставник" (Хуан Линьбяо). Трехзвенный цеп - это характерные для пигуа приемы с палкой, которые Великий наставник Хуан Линьбяо лично передал учителю Ма Фенту. Структурой для них служат усилия «ши эр да тан цзы» из пигуа. Из-за давней традиции и могучей боевой мощи, трехзвенный цеп приобрел важное значение и смысл в системе тунбэй у сюэ (военная наука тунбэй). Учитель Ма Фенту питал к этой технике особое чувство глубокой привязанности. В свои 81 он собственноручно написал "песнь об искусстве трехзвенного цепа по законам тунбэй". Преемственность традиции трехзвенного цепа в тунбэй восходит к мудрецам прежних эпох, сохраняя благородную и прочную связь семейных устоев.
Двухзвенный цеп. Также называют "малый цеп". Это небольшая конструкция из двух палок короткой и длинной, соединенных металлическими кольцами. Общей длиной в два чи (примерно 60см). За один конец цепа держатся обоими руками. Методы двухзвенного цепа тунбэй также базируются на усилиях и приемах пигуа цюань. Часто применяются удары дань пи шоу, кай мен пао. Палка быстрая, позиции резкие; энергия мощная и размашистая.
Багунь тоу - "Восьмиглавая палка". Также называют "палкой восемнадцати хватов". Вид техники короткой палки в хэбэйской традиции. Особенность ее применения в двуручном хвате. Жестко наносит удары, жестко бьет. Необузданная простота в классическом стиле. Техника довольно схожа с методами хлыста Великого наставника.
Лань мэнь цзюе - "преграждающие колья" - сегодня их редко увидишь. Это один из видов тайного оружия из двух коротких палок. Общая длина 3 чи. На деревянную палку длиной 2 чи насаживали бычий рог (или овечий рог, или металлический наконечник), а на другой конец надевали кожаный рукав. Во время упражнений кожаный рукав одевали на запястье и сжимали конец палки. В технике лань мэнь цзюе есть мах - "лунь", сметание - "сао", обрушение - "бэн", отбивание - "цзя", отбрасывание - "шуай", накрывание - "гай", зажим - "дяо", поддевание - "ляо", втыкание - "чо", тычок - "дянь", переворачивание - "фань", срезание - "цзе". Стремительно догонять и свирепо атаковать; большие открытия и большие закрытия; зигзаги и повороты, резвые и быстрые; опускания и подъемы ясные и отчетливые.
Во время учреждения "Общества бойцов Китая" в 1910г, молодой Ма Инту, которому только минуло 12лет, демонстрировал на помосте лань мэнь цзюе. И получил всяческую похвалу от соученика Ли Шувэня.
Вторая категория, это фен мо гунь, созданный после того, как учителя Ма Фэнту и Ма Инту покинули родные края и до того, как осели в Ганьсу, будучи в Северо-Западной армии.
Фен мо гунь также называют у ши у ту гунь - "пятьдесят пять рисунков шеста". Учитель Ма Фэнту также называл его цзянь цян бан - "сочетание копья и палки". Согласно "Записям о фен мо гунь" господина Ма Инда и труду господина Ма Минда - "Ма Фенту и копье шести соответствий", в 1925г (14 год Республики), Великий учитель Воинского искусства тунбэй Ма Фенту (по имени Цзянь И) был удостоен губернатором Чжан Цзякоу в пр. Чахар звания советника. Он создал "исследовательское общество современного ушу" и открыл зал по изучению искусства боя холодным оружием.
В это время, вместе со своим братом Великим учителем Ма Инту (по имени Цзянь Сюнь), подражая древнему принципу "в шесте таится копье", взяв за образец цзи цян и у ши у ту гунь, объединив и введя важные моменты техники копья, опираясь на письменные источники минской эпохи, создали "фен мо гунь". И в качестве символа ввели в комплекс четыре позиции фен мо ши. До и после 1928г в период создания и деятельности "Центрального зала национальных искусств" Ма Инту вместе с Го Чаншеном (1896-1967) изучали и преподавали студентам фен мо гунь, который с этого времени и получил широкое распространение.
Ориентировочно в 1936г, когда Ма Инту прибыл в Ланьчжоу, вместе с братом Ма Фенту, они на основе "Разъяснений методов шеста шаолиньской школы" Чен Чундоу(1561-…) и 24 форм копейной техники Ци Цзигуана из "Новой книги записей о достижениях", а также выжимки из инь шоу цян, цзи цян, и Мяо дао усовершенствовали и дополнили фен мо гунь, а также согласовали с усилиями тунбэй цзинь.
Вследствие этого, содержание фен мо гунь, тренировка и применение получили новый качественный скачок, превратив эти методы шеста в один из лучших продуктов Китая. Фен мо гунь собрал в себе сокровенные техники копья и шеста многих семейств. Это лучшее из Воинского искусства древности. И это плод воинского искусства тунбэй, гармонично с ним соединенный.
Господин Ма Инда в совершенстве владел Ци цян и люхэ да цян, поэтому его фен мо гунь был цельным. Движения и приемы были элегантными и естественными, применение точным и яростным; отчетливые складывания и скручивания в методах тела; весь комплекс он мог разделять или соединять воедино; применение каждой формы отточено. Чрезвычайно точно воспроизводил замысел братьев Ма Фенту "в шесте таится копье". Что касается наследия и традиций Ма Инда, то фен мо гунь уже превратился в классику тунбэй, пользующейся широкой известностью. Его техника "сочетания копья и палки" также стала вожделенным предметом поиска многих любителей Западного шеста.
Третья категория - это методы северо-западной палки тянь ци гунь и бянь гань, которые были исследованы, изучены и улучшены по наказу Ма Фенту его лучшими учениками Ван Тяньпеном и Ло Веньюанем, после того, как учитель Ма Фэнту осел в Ганьсу и обратил внимание на богатое внутреннее содержание методов шеста северо-запада. Хотя эти методы происходят из северо-запада, но под влиянием усилий тунбэй они изменились - техника стала богаче, усилия более проникновенные, способы тела более проворными, структура более тонкой, внешний облик преобразился. Господин Ло Веньюань обобщил «Чань хай ши ба да» господина Ван Тяньпена, и сплавил их в «у инь», «ци шоу» и «ши сань фа». Благодаря полноценной передаче и развитию господином Ма Инда, суммированное и оставленное Ваном и Ло - двумя классиками прежних времен воинское искусство западной палки «тянь ци гунь» и «ню сы гунь», превратилось в обязательные к изучению в лоне семьи навыки, а затем и в искусство высшего порядка.
Четвертая категория - это новые комплексы, такие как Чань хай бянь гань, фен мо ба гунь, мо ци гунь, да ню сы гунь, созданные господином Ма Инда на основе традиционных методов, послуживших исходным рабочим материалом.
Чань хай бянь гань - это выдающийся комплекс бянь гань, тщательно созданный господином Ма Инда и его учеником Ван Дэгуном на основе традиционно передававшегося господином Ло Веньюанем Чань хай бянь гань. Состоит из трех таолу, каждое таолу из четырех линий. Первая таолу - это самые базовые методы хватов и ударов. В общем, важнейшие составляющие его содержания - это «у инь», «ци шоу» и «ши сань фа». Второе таолу - это взятый за основу традиционный каркас Чань хай ши ба да. Он снабжен, преимущественно, некоторыми устоявшимися методами боевых изменений бянь гань.
Третье таолу - довольно редкие методы бянь: много внезапных перемещений, позволяющих ворваться в защиту противника, завоевать инициативу и первым провести прием. У Чань хай бянь гань четкая цельная конструкция, содержательная, вобравшая фундаментальные приемы бянь гань, воплотившая колорит и дух "усилий тунбэй". Он стал настоящим сокровищем последнего времени в северо-западном бянь гань. Он неоднократно был отмечен наградами на национальных соревнованиях и демонстрациях. Широко распространен в провинциях Ганьсу и Шаньси, занял прочную позицию в воинских кругах Китая.
Впоследствии, господин Ма Инда вместе со своим студентом из г. Тяньшуй - Ли Сеньлинем создали четвертую дорожку Чань хай бянь гань. А вместе с его студентом Тан Гошоу создали пятую. Сформировав таким образом, знаменитую серию Чань хай бянь гань.
Фен мо ба гунь сформировался в начале 80-х, г. прошлого века на основе традиционных в Ганьсу Лао ба гунь, которые практиковал господин Гуань Цитай. Тогда же, на устроенных в уезде Ганьгу провинциальных соревнованиях по ушу, при коррекциях господина Ма Инда было придумано и дано это название. Фен мо ба гунь сегодня называют фен мо бянь гань. Он по степени распространения уступает чань хай бянь гань, и поэтому было время, когда некоторые люди выдавали его за фен мо бянь гань - "хлещущую палку безумца". Это надо отметить особо, чтобы "выправить основу и очистить источник."
Мо ци гунь и ню сы гунь. Да ню сы гунь отличается, как раз, от традиционного ню сы гунь. Это новые комплексы тоже кропотливо созданные в 80-е г. прошлого столетия, когда господин Ма Инда собирал традиционную для Ганьсу технику — тянь ци гунь, ню сы гунь и пу туань гунь. Его студенты Чжоу Цзяньжуй и Тан Гошоу обучались этой технике. Тан Гошоу в 1981 в г. Шеньяне на Национальном съезде ушу по обмену опытом продемонстрировал ню сы гунь и был отмечен наградой.
Как было отмечено выше, господин Ма Инда наследовал прямую традицию Западной палки, получил высокое искусство и глубокие познания, пользовался глубоким уважением современников. В особенности его подготовка в бянь гань - скручивания и заворачивания корпуса, складывания, подъемы и опускания, неожиданная смена хвата, естественная и свирепая мощь. Не было тех, кто не восхищался бы и не приходил в восторг. Нынешний "король северо-западной палки" господин Ли Сеньлинь как то писал: Что касается стремительных и пронизывающих усилий Ма Инда, когда упругий бянь гань неожиданно изгибается и описывает четкую дугу, - это заставляет людей приходить в ужас. Методы палки господина Ма Инда фундаментальны, техника отточена, он заслуженно считается знатоком Западной палки.
Влияние и распространение воинского учения
При династии Цин территория нынешней пр. Ганьсу только мерцала, на период Хань и Тан пришелся ее рассвет. Культура Северо-Запада родила несравнимо богатое по содержанию искусство западной палки, которое завораживает бесчисленное количество мужей, заставляя их склонять голову. Родившись и выросши здесь, господин Ма Инда источал великодушие и за свои достижения снискал всеобщую любовь. Эти выдающиеся достижения сводятся к двум аспектам. Первый, - это преемственность, раскрытие и систематизация нематериального культурного наследия западной палки. Он оставил после себя большое количество письменных и устных материалов. Что касается этой его работы, то ей была наполнена вся его жизнь, посвященная практике военного дела. И прежде всего, как упомянуто выше, это выражено в сердечной передаче богатейшего искусства западной палки господину Ма Инда гениальными мужами прошлого - Ма Фэнту, Ван Тяньпеном, Ло Веньюанем. И при длительном изучении, в сочетании с современной практикой, он сам и его ученики смогли упорядочить, обогатить и улучшить исходные комплексы. Придав древней западной палке силу притягательного чарующего сияния.
И далее, техника палки, которую господин Ма Инда сознательно упорядочивал в начале прошлого века, - драгоценный материал, оставленный нам в наследство, дошел до наших дней в рукописях, где есть очень много материалов по истории, теории и в виде тайных наставлений. Это ценнейший источник по западной палке, который мы сегодня можем изучать. Среди них есть экземпляр 1956 года "тянь чи гунь: фотография Ло Веньюаня", где изображен знаменитый "король западной палки" - господин Ло Вэньюань, искусный в тянь чи гунь. Тут используя технические средства фотографии, сделана запись: он наилучшим образом сохранил исторические особенности традиционной палки тянь чи, оставив после себя будущим поколениям несравненные и драгоценные материалы для изучения традиционной тянь чи гунь.
Приблизительно в 80-е годы прошлого века, в период работы по систематизации ушу в пр. Ганьсу, господин Ма Инда, возглавил и принял активное участие в этом многообразном процессе, внеся свой положительный вклад в дело традиции Западной палки. По словам его зятя, г-на Го Найхуэя, в 1981 году г-н Ма Инда пригласил более 60 старых мастеров боевых искусств из провинции Ганьсу, включая Гуань Цитая и Ди Шили, во Дворец культуры в Ланьчжоу. Работа по систематизации и упорядочиванию проводились в течение месяца, а такие известные комплексы Западной палки, как тянь чи гунь и кэ цзы гунь, завоевали пристальное внимание и похвалу участников. Это важная черта отношений между г-ном Ма Инда и Западной палкой.
К тому же, в течение многих десятилетий своей деятельности г-н Ма Инда очень много сделал для популяризации и передачи наследия ушу, поспособствовав распространению в кругах у-линь пр. Ганьсу Западной палки. С 1962 года г-н Ма Инда занимал ответственные должности в Воинском обществе пр. Ганьсу и Воинском обществе г. Ланьчжоу. В 1973 устроил четыре спортивных курса по боевым искусствам в районе Ченгуань, исполнив обязанности главного тренера. В 1979 в Наньнине, в Шэньяне в 1981 году, в Наньчане в 1983 году, в Сиане в 1984 году, в Ланьчжоу в 1987 году и в ряде других важных национальных мероприятиях по боевым искусствам, г-н Ма Инда работал тренером, рефери и т.д. Внес прямой и важный вклад в северо-западные боевые искусства и Западную палку.
Обучил большое количество ярких последователей и внес неизгладимый, выдающийся вклад в процесс распространения Западной палки внутри страны и за рубежом. Передача нематериального культурного наследия боевых искусств неотделимо от личного наставления, от преподавания и передачи новым поколениям последователей. Г-н Ма Инда посвятил свою жизнь обучению боевым искусствам, и его многочисленные ученики, которые есть повсюду, уже стали известными мастерами в мире боевых искусств.
Будучи выдающимся преемником и помощником Мастера Ма Фэнту, г-н Ма Инда в юности помогал своему отцу в преподавании боевых искусств. По словам г-на Чэнь Ваньчжи, который вспоминает, как из-за напряженной медицинской работы Учителя Ма Фэнту, Ма Инда, будучи молодым, но квалифицированным в воинском мастерстве, часто обучал, замещая отца. Не малое число последователей тунбэй старшего поколения получили в той или иной степени большую пользу от помощи г-на Ма Инда, поэтому они до сих пор сохранили глубокую дружбу и крепкую связь с учителем.
Г-н Ма Инда преподавал невзирая на положение человека и на протяжении всей своей жизни принимал много учеников. Есть не только пара личных учеников, которых официально назначает учитель в соответствии с традиционными ритуалами, но также большое количество тех, кто учится в классах, различных студентов. Среди многочисленных последователей, способных лучше всего следовать цели Боевого искусства тунбэй и наследовать характер боевого искусства Ма Инда, принято считать его личных учеников - Чжан Кэцзяна, Ван Дэгуна, и его зятя Го Найхуэя.
В 1961 году, при личном покровительстве своего отца Учителя Ма Фэнту, г-н Ма Инда, которому было тогда всего 31 год, впервые "распахнул двери для учеников". Тогда Чжан Кэцзянь и Ван Дэгун поклонились Учителю и официально стали личными учениками г-на Ма Инда. Они стали выдающимися представителями Западной палки своего поколения.
Уроженец Ланьчжоу - знаменитый мастер Западной палки г-н Ва Дэгун, с юных лет изучал воинское искусство Бам энь. Находясь в обучении у г-на Ма Инда, приобрел искусство палки лично от таких корифеев тунбэй, как Ма Инда, Ло Веньюань, Гуан Цитай, Цзе Яньху. К тому же, благодаря удобству своего происхождения из провинции Ганьсу, всегда имел возможность всецело посвятить себя изучению Западной палки. Среди последователей г-на Ма Инда, он является тем специалистом, который получил свою известность именно благодаря познаниям в Западной палке. В Воинском учении тунбэй г-н Ван Дэгун является корнем. Он внимательно изучал северо-западные палочные методы различных школ и направлений - прекрасно разбирался в таких ярких представителях Западной палки, как фен мо гунь, тянь ци гунь, пу туань гунь, бянь гань. Особо выдающихся успехов достиг в бянь гань. Пользуется особым уважением мастеров северо-западной палки. Он обогатил и улучшил традиционный материал по бянь гань в своей серии "чань хай бянь гань". Благодаря тонкой структуре комплекса и уникальной манере снискал всеобщую любовь и превзошел прочие воинские искусства хлещущей палки северо-запада. Приемы с палкой, в исполнении г-на Ван Дэгуна, достигли совершенного мастерства, методы тела - ловкой проворности, удары - стремительной скорости. Что, без всяких сомнений, является высшими достижениями в занятиях хлещущей палкой. У г-на Ван Дэгуна множество последователей, например, такие как Ван Цзяньчжун, Хэ Цзяньпин и др.
Г-н Го Найхуэй с юных лет изучал искусство Шаолиньского кулака. Впоследствии он получил высшее образование в Пекинском институте физической культуры и обучался у таких знаменитостей, как Чжан Вэньгуан、Цай Лунюнь、Ван Дэин, Кань Гуйсян、Мэнь Хуэйфен, Ци Хай, Ван Чжихэ.
В 1976 окончил училище физкультуры и спорта пр. Ганьсу. Начиная с 1979 на протяжении долгого времени следовал за г-ном Ма Инда, стал его зятем и полностью постиг суть воинского учения тунбэй, став превосходным мастером бокса, копья и палки. Г-н Го Найхуэй - человек исключительно талантливый, энергичный, сильный, с полноценной традиционной техникой; глубоко разбирающийся в разного рода методах Западной палки. Особенно в методах фен мо гунь, дяо шоу. Сочетает в себе выразительные и пронизывающие усилия стремительных методов палки и искусных методов копья. В полной мере выразил характерную черту тунбэй фен мо гунь - "в копье равно содержится и палка". Г-н Го Найхуэй преподает тщательно, имеет много последователей, которые разошлись по всей стране и за ее пределы, быстро распространяя свое влияние. Это Чжан Тай из Ланьчжоу и Лю Сюэмин, которые с ранних лет стали его личными учениками. А также Сунь Ань из США, Лу Дунгао из Кореи, из Японии Чи Бэньчунь и многие другие из разных уголков мира.
Помимо тех троих, о которых упомянуто выше, г-н Ма Инда имел большое количество выдающихся и влиятельных учеников, которые распространили Западную палку далеко за пределы Китая.
В трудный 1960 г-н Ма Инда был приглашен в сборную по ушу провинции Шаньси. Он тренировал команду примерно в течение года и члены сборной Ма Чженьбан, Ян Баошен, У Шутан, Бай Веньсян, Гао Сиань, Ван Сюйюнь, Вэн Цзисю получали наставления от г-на Ма Инда в методах палки, бянь гань и прочих техниках Западной палки, сыграв положительную роль в ее развитии в провинции Шаньси.
Стоит отметить, что еще до проведения Национальной конференции по исследованию и обмену опытом в ушу в 1987 году г-н Цю Писян и г-н Ван Пэйкунь из Департамента ушу Шанхайского института физического воспитания отправились в Ланьчжоу, чтобы читать лекции и изучать методы у инь, ци шоу, ши сань фа и чан хай бянь гань. В последующие десятилетия обучения боевым искусствам профессор Цю Писян рассматривал бянь гань как важнейшую часть учебной программы.
На факультете Боевых Искусств, этот предмет тщательно преподавался среди студентов, магистрантов и докторантов. Настолько, что курс Западной палки в Шанхайском институте физической культуры стал ключевым. Она получила широкое распространение на территории всей страны и в различных уголках мира. Такое широкое распространение и глубокое влияние Западной палки можно считать огромным достижением всего процесса ее развития.
Кроме того, среди тех, кто получал тщательные наставления г-на Ма Инда в Западной палке и добился больших успехов: г-н Ли Сеньлинь, председатель Ассоциации воинского общества г.Тяньшуй; г-н Чжоу Цзяньжуй - Генеральный секретарь воинской Ассоциации г. Ланьчжоу; г-н Яо Цзяньчжун - председатель воинской Ассоциации г. Цзиньчан; г-н Го Найяо - председатель воинской Ассоциации г. Цзяюйгуань; г-н Тан Гошоу из Саудовской Аравии; г-н Ли Юнцянь из Цзинаня; г-н Ван Чанкай из Цзинаня; г-н Чжан Хунмоу из Ланьчжоу; г-н Ма Вэнью; г-н Ли Дешен из провинции Хунань и профессор Ян Ясюн из Чунцина ... Можно сказать, что все они - выдающиеся личности и таковых не перечесть!
Обширная и древняя северо-западная земля зачала и породила древнюю и неистовую культуру Западной палки. Искренние и открытые люди Цинь Луна (историческое название территории нынешних провинций Шаньси и Ганьсу) наделили Западную палку глубоким и богатым содержанием. В этом культурном процессе, такой человек, как г-н Ма Инда, благодаря своим выдающимся способностям, явился символом Западной палки. Техника палки и шеста выкристаллизовалась на этих обширных территориях спонтанно возникших и ушедших Трёх Цинь (нынешняя провинция Шаньси) и Лун(нынешняя провинция Ганьсу), и превратилась в продукт воинского искусства, обладающий характерными чертами северо-западной местности. Внесла неизгладимый вклад в наследие и развитие культуры Западной палки, сделавшись бессмертным памятником ее прогрессивного развития.
В десятую годовщину смерти г-на Ма Инда, оглянуться на пройденный им путь в боевых искусствах и продолжить наследие Западной палки - это будет не только лучшим воспоминанием о нем, но в большей степени неизбежная тенденция устойчивого развития нематериального культурного наследия Западной палки!
Авторы: Сhén Bǎoqiáng (陈宝强), Guō Nǎhuī (郭乃辉).