взлом

"Китайское искусство дуаньбин"

Решил опубликовать эту статью, так как мы очень серьезно изучаем бой на коротком оружии (меч, нож, палка), среднем, и длинным (копье). Изучаем технику не только как таолу, но и с возможностью использования этих движений, исследуя специфику взаимодействия структуры тела и оружия.

Описать бой на коротком оружии (дуаньбин), познакомить с ним широкий круг увлекающихся ушу было моей мечтой на протяжении нескольких десятилетий. В 60-десятые годы я уже было закончил большую часть работы, но по разным причинам работа снова была отложена. В ближайшие годы я получил и прочитал много писем от людей, а также принял некоторые международные делегации ушу и частных лиц, приезжавших с визитом. Все они либо хотели научиться бою на коротком оружии (дуаньбин), либо подавали официальный письменный заказ на получение учебных материалов. Кроме того, во многих странах Европы и Америки также есть много желающих поучиться дуаньбин, и количество людей, приславших официальный письменный заказ на получение учебных материалов, также немало. Под влиянием иностранных кругов поневоле пришлось собрать заново отложенные за десятки лет накопившиеся рукописи, а также внести дополнения и исправления, таким образом, исполняя своё заветное желание и удовлетворяя просьбы многочисленных любителей ушу.

В ближайшие годы в Китае среди людей, занимающихся ушу, с каждым днём становится всё меньше и меньше тех, кто владеет коротким оружием, а число обывателей, знающих о тех, кто занимается дуаньбин, и того меньше. В начальный период строительства государства в политических условиях восстановления и развития в мире ушу наступил расцвет, дуаньбин, саньшоу, чанбин, борьба шуайцзяо и др. какой-то период времени в той или иной мере горячо приветствовались в разных районах. Но в 1958 году была выдвинута критическая теория «о рационализме и упрощении бокса», после чего снова незаметно усилилось влияние теории. Отбросив значение «рационализм», везде на тот момент в ушу в сфере бокса были введены ограничения, в сфере ушу наступил период застоя. Дуаньбин – этот выдающийся вид ушу – исчез бесследно вслед за боксом.

Но, несмотря на то, что соревнования по дуаньбин не включались в национальную программу планирования соревнований и в программу дополнительных соревнований, в народе, в низах он продолжал своё существование, в различных слоях в той или иной мере распространялся и практиковался, а некоторыми людьми даже довольно глубоко исследовался. Они не позволили этому прекрасному виду ушу - дуаньбин - исчезнуть со сцены соревнований, что является неоценимым и отрадным фактом. Обладая такой социальной базой, дуаньбин вторично восстановился и сформировался как один из видов соревнований. С любой точки зрения это чрезвычайно ценно. Это гораздо лучше, чем игнорирование, выхолащивание и неприятие истории. Фехтование и дуаньбин отделяет друг от друга менее чем сто лет. В истории развития дуаньбин были взлёты и падения, периоды большой популярности и застоя. Несмотря на это, за столетнюю историю было накоплено немало опыта, знаний и технических навыков. Его дальнейшее восстановление и возрождение могут послужить нам уроком и помочь избежать подобных ошибок в будущем. Все любители дуаньбин, особенно те, которые имеют должностные полномочия выступать с инициативой и принимать решения, должны уважать знания и навыки, умения, приобретённые в ходе исторического развития, должны больше беречь и изучать дуаньбин. Только на этой основе можно сохранить дуаньбин как вид спортивного соревнования, обладающего сильным национальным колоритом и относящегося к китайской культуре, а также дать возможность будущим перспективам его развития и жизненной силе. В области ушу, в ближайшие полвека, в установлении видов соревнований, несмотря на то, что были достигнуты большие успехи, но также есть и проблемы, заслуживающие внимания. Например, при изучении, установлении и развитии некоторых вопросов, либо мы оказались в затруднительном положении, и не можем сами выпутаться, либо мы недовольны каким-то положением вещей, но не можем его изменить. Основываясь на историческом опыте и уроках, в отношении соревнований по дуаньбин заложив крепкий фундамент, продолжать внедрять дуаньбин, прокладывая путь для его дальнейшего развития, является крайне важным.

Конечно, не секрет, что возрождённый дуаньбин –  как совершенно новое явление, невозможно, чтобы в один миг он достиг прежнего уровня. Он обязательно должен пройти извилистый и долгий путь, путём постепенных улучшений и изменений достигнуть совершенного уровня. Все виды спорта, даже самые сформировавшиеся, не могут не меняться, они все должны непрерывно развиваться и изменяться, шагая в ногу со времени. Ключевой вопрос – с чего начать? Как относиться и решать вопросы наследования и развития? Опять же, как подчеркнуть его уникальный характер? Если упустить эти основные вопросы, неизбежно получится ни то ни сё, либо он будет обладать подобными гибельными недостатками. В некоторых вопросах, поскольку мы уже применили административные методы по популяризации, проигнорировав мнение народных масс, что привело к уменьшению интереса, поддержки и сочувствия со стороны народа. Также не удалось получить одобрение авторитетных лиц этой отрасли. Это всё сказалось на его распространённости и массовости, а также повлияло на жизнеспособность и перспективы развития. Надеюсь, что при возрождении дуаньбин мы не повторим прежних ошибок.

Точно выявить технические особенности национального вида спортивных соревнований и его техническую суть, продемонстрировать народу, в чём состоит его оригинальность, особенно среди аналогичных спортивных видов, показать, в чём его неповторимость и привлекательность, вот что может способствовать его укреплению, продвижению в общество, вот по каким причинам его нужно преподнести человечеству. Дуаньбин, его технические приёмы и характер рукопашного боя опираются на древнюю основу, эта основа очень прочная, имеющая богатое содержание, отчётливый национальный облик. Когда он будет включен в число современных соревнований, нужно подумать о том, как выявить его индивидуальность, его самобытность, и при этом не допустить, чтобы он потерял свой традиционный облик, отличающийся классической простотой. Это важные вопросы, стоящие изучения, которые стоят перед любителями дуаньбин, исследователями дуаньбин, перед учреждениями-организаторами.

На основании древнего, богатого содержанием обучения методам владения коротким оружием, таким, как нож-дао, меч-цзянь, а также хлыст-бянь, кистень-цзянь, булава-чуй, топор-фу и др., плюс к этому, каждая школа и направление имеют свою терминологию, различные методы тренировок, свои исторически сложившиеся технические приёмы. Всё это вместе составляет существующие положение в дуаньбин в течение более полувека. На унаследованной основе дополнять и улучшать дуаньбин – это проблема, над которой следует задуматься в первую очередь. Внесение ясности и решение данной проблемы поможет улучшению и возрождению дуаньбин, а также поможет соревнованиям по дуаньбин возродиться и приобрести достаточно сформировавшуюся форму, поможет дуаньбин окрепнуть, далеко продвинуться, получить широкое распространение.

Учитывая всё вышеописанное, в моей работе с разных точек зрения обсуждается и анализируется ведущая идеология создания спортивных соревнований по дуаньбин, а также его приёмы, форма и структура, а также подводится итог о научных методах тренировки и установлению регламента.

1. В техническом отношении, на основе унаследованных Китаем с незапамятных времён технических приёмов владения ножом-дао, мечом-цзянь, и другим коротким оружием, отобрать самые лучшие главные приёмы владения мечом-цзянь и ножом-дао разных школ и направлений, выявить глубину внутреннего содержания и показать мощность техники.

2. Тщательным образом отбирая технические приёмы, в качестве главного руководствоваться принципами владения мечом-цзянь, совмещая частично технические приёмы владения ножом-дао, а также хлыстом-бянь, кистенём-цзянь, булавой-чуй, топором-фу и др., чтобы выявить особенности содержания технических приёмов дуаньбин.

3. В процессе практики, следуя исконным китайским традициям, в соревнованиях внедрить использование таких технических приёмов, как применение одной руки («дань шоу»), обеих рук («шуан шоу»), смены рук («хуань шоу»). Это позволит сохранить и развить древние исторические приёмы владения мечом цзянь, как применение обеих рук и смена рук, которые отличают этот вид от других видов фехтования и других видов владения мечом. Также это позволит приёмам соревнования по дуаньбин стать более живыми и разнообразными.

4. Место для проведения соревнований должно быть круглой формы. Если места для соревнований круглой формы не имеется, то можно заменить его местом соревнований квадратной формы. Это позволит избежать неловких ситуаций, вызванных нехваткой места для прямого наступления и отступления. Кроме того, необходимо место для выполнения следующих движений в реальном бою: наступление вперёд, назад, влево, вправо, дугообразно, привлечение противника, захват вход в зону противника, наступление и отступление, выполнение обхода, «подпрыгивая, наносить удар» («чуань бэн тяо юэ»), подвижное и свободное маневрировать («шань чжань тэн но»).

Дуаньбин – это вид соревнования рукопашного боя, обладающий сильным национальным колоритом. Чтобы люди приняли любой из видов спорта, необходимо, чтобы он нашёл своё место в международной среде, только тогда он сможет правильно определить своё место и завершить своё формирование. Если быть ограниченным только собственной территорией, вариться в собственном соку, это непременно приведёт в скором будущем к тому, что он будет отвергнут последующими поколениями. Поэтому, выделяя его национальный характер, одновременно необходимо также выявить присущие ему черты, такие, как соревновательный дух, спортивность, игровой характер и интерес.

5. Почитать этикет, подчёркивать воинский дух (мораль дэ). Умение вести себя на месте соревнований, соответствие эталону выполняемых технических приёмов, боевое дух и манеры воина. Это всё очень важные формирующие факторы.

6. Установить научные и рациональные правила соревнований. Направленность правил – моральный облик, техническое содержание, а также присутствие решающих факторов, способствующих техническому развитию и повышению уровня. Наличие правил и норм не является исключением для любых соревнований. Устанавливать правила надо весьма осторожно, чтобы их было удобно использовать в работе. Конечно, создание совершенных правил – это дело не одного дня. Достигнуть совершенства можно только в ходе непрерывной практики, непрерывной корректировки. Учитывая нынешнее положение и реальную обстановку в дуаньбин.

7. Соревнования по дуаньбин (рукопашный бой) являются одним из главных составляющих китайского ушу. Их техническая база должна основываться на категориях ушу. Незаурядный участник соревнований по дуаньбин должен обладать определённой технической базой ушу (основами мастерства ушу). В противном случае трудно добиться подлинного облика ушу, а также трудно овладеть и применить свойственные китайскому ушу искусные методы владения мечом-цзянь и ножом-дао. Исходя из этого, автор считает, что нужно использовать дуаньбин в качестве материала для «Технического комплекса дуаньбин». Количество форм не должно превышать двадцати в оба конца. Это обязательная программа для участника состязаний. Но из-за ограничения объёма можно дать возможность внести дополнения в выступление.

Всё вышеперечисленное является проблемами, над которыми автор размышлял много лет. Это является отправной точкой моей работы.

               Бой за первое место, Ма Сяньда и Сунь Дэсин 1953 год

Материал взят из книги Ма Сяньда "Китайское искусство дуаньбин" 2003г.

Перевод является авторским правом, ссылка на сайт обязательна.