взлом

Краткая история дуаньбин и его особенности

Каллиграфия - авторский тезис Ма Сяньда: "Освоив вдоль и поперек теорию и формы (кулачного боя), телом используют имеющиеся в наличии технические навыки"

Дуаньбин – это общее название короткого оружия, которое используется в китайском ушу, такого, как меч, нож. Эта форма рукопашного боя ушу – противостояние двух бойцов, состязание их друг с другом, борьба, удары и уколы, битва двух бойцов, а также практическая отработка таолу (комплексов). На протяжении долгой истории китайского ушу, истории меча и ножа, с началом широкого применения в новую эпоху порохового оружия, огнестрельное оружие постепенно заняло место холодного оружия в военном деле и вооружении. Ушу и различное оружие, применяемое в ушу, его применение в борьбе, постепенно ослабело и пришло в упадок, в то время как практическая отработка его технических приёмов приобрела тенденцию усиления черт эстетизма и показательности. Даже в полностью традиционных школах и направлениях ушу, в разных видах кулачного боя, несмотря на то, что в процессе обучения придаётся большое значение искусству борьбы, говорится о войне, рассказывается о способах применения, но всё же, в сущности, не хватает испытанных и проверенных на практике технических приёмов. Поэтому в процессе долгой истории многие отличные технические навыки, манёвры, из-за нехватки возможности проверить их на собственном опыте трудно различить качество этих технических приёмов и манёвров. Среди многочисленных школ ушу возникновение такого явления, как хаоса, в котором трудно отличить истинное от ложного, хорошее от плохого, хотя и неизбежно, но оно с разных точек зрения всё-таки воспрепятствовало здоровому, правильному развитию навыков ушу.

С незапамятных времён в длиннейшей истории развития ушу бесчисленное множество мудрых выдающихся героев приложили немало душевных сил для изменения вышеописанных явлений, но в силу исторических и собственных ограничений достигнутый результат оказался довольно незначительным. В настоящее время относящиеся к ушу дуаньбин, чанбин, рукопашный бой, а также другие различные формы единоборств, даже сохранившиеся разрозненно различные соревновательные формы разных школ и направлений, их большая часть не смогла образовать единую структуру и форму, или была холодно воспринята народом, даже почти исчезла.

Исторические истоки боя на коротком оружии (дуаньбин) 

В восьмитысячелетней истории китайской нации культура владения мечем и ножем принадлежит к другим важным составляющим. Поэтому культура меча и ножа очень древняя, имеет давнюю историю, это потому, что она впервые проявилась и созрела из первобытной трудовой деятельности китайской нации, а также вместе с ней прогрессировала и развивалась. В первобытном обществе для выживания необходимо было бороться со зверями, с людьми, с природой, участвовать в драках между народностями. Хотя меч и нож и относились к производственной деятельности, но они также относились и к орудиям, использовавшимся в битвах, они являлись орудиями производства и одновременно элементом оружия. Независимо оттого, из какого оно материала, - каменное, деревянное или природное приспособление, и даже мастерство и способ применяемого орудия, это всё является прообразом (материнским организмом) изобретённого впоследствии оружия. Хотя говорят: «Охота первобытного человека – это не соревнования, это настоящая производственная деятельность, необходимая для его существования». В действительности в ходе этой долгой производственной деятельности была выношена и рождена культура. В рукопашном бою используются инструменты разной длины и из разных материалов, но первой оказалась под ударом палка, которую необходимо считать первым оружием, которое появилось первым во всех направлениях боевых искусств. Поэтому говорят, что появление и развитие короткого оружия совпадает по времени с появлением и развитием китайской национальной культуры, где занимает важное место.

Сегодня так называемая история «дуаньбин» - это и есть история меча и ножа. «Дуаньбин», это обращение, это общее название короткого оружия, представителями которого в истории являются меч и нож. Конечно, если говорить строго, меч и нож имеют свою собственную историю развития. История ножа не изложена подробно, только лишь излагается кратко вместе с историей меча. Изложим её в общих чертах.

Не затрагивая более давнего времени, можем сказать, что в период Восточной Чжоу – 770-256 гг. до н.э. - форма и структура меча уже были довольно разнообразными. В теории приёмов меча такие понятия, как «говорить о мече», «рассуждать о мече», «дао меча» и так далее, были крайне глубокими. Меч-цзянь делится на длинный меч и короткий меч, а также на мечи разных форм. Среди приёмов меча есть такие, как «отрубающий меч», «отрубающий удар», «удар и укол», «взаимный удар», «взаимно рубить», «далёкий удар», и многие, многие другие. Обозревая историю развития ушу китайской нации, а также историю эволюции меча и ножа, можно обнаружить, что на протяжении нескольких сот лет до нашей эры в теории меча, приёмах с мечом, позициях с мечом, способах отливки меча и во многих других сферах были достигнуты значительные успехи, поэтому в этот период был заложен мощный фундамент для последующего эволюции и развития.

Например, в период У Юэ, прославленными, очень способными литейщиками драгоценного меча были супруги Мо Се. С мечами, отлитыми ими, не могли сравниться ни какие мечи мира, их слава подтверждена в древних исторических книгах, они передавались из поколения в поколение. В это время, среди мастеров изготовления мечей появляется целая плеяда талантливых людей. По преданию в поздний исторический период Чуньцю в государстве Юэ жила женщина (прозванная Юэ), которая отличалась выдающимися способностями во владении мечом, и которой не было во владении мечом достойных противников. Император царства Юэ, собравшись пойти войной на царство У, обратился к женщине Юэ с просьбой научить его искусству владения мечом. Женщина Юэ сказала: « Его Дао крошечен и прост, его смысл призрачен и глубок. В Дао имеется вход, также имеются инь и ян. Дао рукопашной борьбы имеет истинное духовное содержание и спокойный, мягкий внешний облик. Когда на него смотрят, он словно добрая родильница, когда его отнимают, он словно испуганный тигр. Если отдалиться от него, он покажется далеким солнцем, если, наоборот, приблизиться к нему, то он словно мчащийся тигр, гонящийся за тенью и отгоняющий солнце, светлый и яркий, как Будда. Его вдохи и выдохи не подчиняются никаким законам и запретам. Его дыхание веет вдоль и поперек и его нигде не слышно. Если следовать этому дао, один человек становится сотней, а сотня людей становится десятью тысяч. Если Император желает, он может лично проверить и увидеть это.» Император, услышав слова женщины Юэ, весьма восхитился ею и пригласил ее во дворец, чтобы обучать военнослужащих. В то время в технике владения мечом женщине Юэ не было равных.

В исторический период Чуньцю приёмы владения мечом Юэ Нюй, а также цзянь лунь (теория владения мечом), стали известными древними литературными памятниками последующих поколений в кругах фехтовальщиков. Более чем две тысячи лет назад техника и теория владения мечом, где девушка Юэ является в качестве столь выдающегося образца, можно предположить, что в те времена, когда в обществе власть принадлежала мужчинам, мастерство владения мечом (фехтованием) среди мужчин тоже было сильным. На самом деле, расцвет техники и теории владения мечом того времени проявляется в виде почитания и наследования последующими поколениями, к тому же развитие прогрессирует, будучи популярным, то снова пребывая в упадке.

С наступлением исторического периода Троецарствия, второй сын Цао Цао, император Вэй Вэнь, Цао Пэй, будучи поколением императора, а также одним из светил основоположников периода Цзяньань в китайской литературе, обладающий выдающийся техникой фехтования, стал одним из воспеваемых в истории знаменитых мастеров владения мечом. Цао Пэй с детства занимался воинским искусством (ушу), всю жизнь не ослабевало его мастерство в верховой езде и стрельбы из лука. Но ещё более совершенно он владел приёмами техники уколов мечом, инспектировался многими мастерами, в своё время обучался приёмам у Ши А из Хэнани. Кроме того, получил прямую передачу традиции фехтования известного мастера Ван Юэ. Однажды Цао Пэй с отважным, устрашающим генералом Дэн Чжаном, который был искусным в рукопашных боях, обсуждал фехтование. Будучи навеселе, они, «заменив сахарный тросник (из которого в Китае также изготовляют алкогольные напитки) на мечи», соревновались в фехтовании. Цао Пэй три раза попал Дэн Чжану в руку. Дэн Чжан возмутился, не хотел покоряться, снова пытался нападать, но был поражён, и на этот раз в лоб. История поединка в фехтовании Дэн Чжана и Цао Пэя в последствии стала легендой в кругах последующих поколений, занимающихся воинским искусством. С тех пор нам известна техника фехтования (приёмы владения мечом), которая широко распространялась уже две тысячи лет назад. На самом деле в последующих династиях техника фехтования (включая и технику владения ножом) всегда находилась в процветающем положении, в войсках, в воинском деле и в обществе в целом, а также на этапе передачи традиций и обучения в области фехтования накопилось огромное богатство теории и техники, для последующих поколений это осталось как драгоценное достояние.

В начале новой эпохи ввиду широкого использования порохового оружия и его замены, ослабилась техника владения мечом и ножом в военном деле, а также ослабилось действие военного дела, но несмотря на это, ценность приёмов владения и техники фехтования мечами из дерева, в обществе, сила духа, по-прежнему в жизни людей была не хуже чем в давние времена. Помню, мой наставник, покойный отец Ма Фэнту в детские годы во время обучения и передачи искусства фехтования называл учение фехтования учением благородного человека (цзюнь цзы). Он говорил, что меч по своей сути это тело, которое похоже на тело человека, кисточка меча - это как головное украшение человека, рукоятка меча, как шейный отдел, чашка клинка похожа на плечи человека, а клинок - это как туловище человека. Он всегда наставлял меня носить меч или держать словно так как сопровождаешь цзюньцзы, то есть тело надо держать прямо, когда сопровождаешь благородного человека. Вот что он сказал в наставление последующим поколениям: «Тело сначала надо выпрямить, только тогда манеры и добродетель (дэ) благородного человека (цзюнь цзы) позволит правильно держать корпус». Знания, переданные предшествующим поколением, содержат глубокое воспитание военной доблести (у дэ). Именно это и является основной причиной унаследования этических норм и культуры древнего Китая.

История продолжается вплоть до ближайших дней современности. Веяние искусства владения мечом смотрящих вдаль знаменитостей общества, даже крупных чиновников и знатных людей, среди учёной знати всё ещё не убывает. В занятиях людей фехтованием ещё преобладает элегантность и изящность, а также интеллигенты подвешивают булатные мечи в залах, кабинетах, распространяют изысканные манеры. Во всех слоях общества найдутся люди, которые оценят по достоинству умение владения фехтованием, почитают небожителей-фехтовальщиков, странствующих рыцарей, и отвагу фехтования. Становится явным, что меч и техника фехтования в культуре Китая занимает высокое место.

В несметном количестве исторических литературных памятников трудно найти приёмы владения мечом соревновательных спаррингов, отработки приёмов владения мечом в паре, спаррингов для достижения высокого уровня, улучшения формы  тренировки и маневров. Таким образом, для последующих поколений в стремлении к изучению технике фехтования и постижению его глубин, остался большой незаполненный пробел. Дуаньбин как раз и является в этом наследовании неизбежным детищем, которое возникло в результате преобразований.

Любые восхитительные приёмы владения мечом и ножом это не просто субъективная выдумка людей, тем более не является «во сне переданным мастерством императору Сюань У, который на следующий день стал непобедимым, возвышаясь над всей Поднебесной».

Какие бы то ни были легенды о «таинственной передаче учения небожителями» - это всего лишь миф на этапе развития в ушу. Переданное из поколения в поколения всё выдающееся мастерство является кристаллизацией бесчисленной военной практики и её итогом накопления нашедшее  реальное применение. Только лишь в ранний период практики в военном применении для того, чтобы приобрести квалификацию, использовались настоящие мечи и ножи, поэтому были и раненые, и убитые, а также последствия тяжёлой инвалидности. Особенно в эпоху рабовладельческого строя часто в качестве мишени для тренировок использовали рабов, что было тяжёлым причинением вреда. Основываясь на исторические записи в период Чуньцю и Чжаньго (Воюющих царвств) обычай фехтования одно время был в моде, когда-то Чжао Вэньван увлекался фехтованием, фехтовальщики врывались в двери, гостей с мечами было больше чем хозяев, днём и ночью соревновались они друг с другом в фехтовании, было много убитых и раненых, но Чжао Вэньван терпеливо к этому относился. Чжао Вэньвану нравилось фехтование, каждый год было более ста убитых и раненых, несмотря на это, он продолжал своё увлечение. В этой обстановке, в которой безусловно присутствовал буйный нрав фехтования, чрезмерно тяжелы были последствия, где было много убитых и раненых. Вслед за прогрессом общества, расформированием рабовладельческого строя, методы фехтования усовершенствовались, но всё же конкретные формы тренировок рукопашного боя не были переданы из рода в род в летописях. Потомки приходят в недоумение, в результате чего это привело к ситуации застоя в фехтовании, которая выражается в пустой болтологии, объяснениях, разговорах и подражании, по этой причине трудно развиваться вперёд. Анализируя разные виды классической литературы военного искусства, трудно найти записи по фехтованию, где тренируют техники поединков уколов. Вот возьмём для примера записи 500-летней давности, работу «Новая книга полезных записей», известного автора Ци Сюйгуан, в работе которого освещается эффективная техника военного применения, где он указывает: «...обычно сравнивая мастерство в фехтовании и боксе обязательно полностью берут в пример для изучения реальный облик противника. Тогда действительно можно быть соперником в поединке...». Но как можно быть соперником в поединке, ничего конкретно не указано. Это привело к возникновению разрыва в продолжении и унаследовании мастерства. Все поколения мастеров воинской техники, кто бы из них ни был и как бы не был сведущ и какой бы ни был самый лучший приём, если не тренироваться, не участвовать в поединках, в рукопашных боях, разве можно одержать победу? Особенно важно применение перемещений в военном искусстве, что обеспечивает эффективное попадание в цель, эта техника формируется многими факторами, и это вовсе не отдельный сам по себе отрабатываемый технический навык.

В период Китайской республики (1912-1949 гг.) с учреждением в 1928г. Центрального государственного дворца искусств, по активной инициативе господина Чжан Чжицзяна в сфере Ушу к комплексам (таолу) китайского бокса, ударам ногами, руками, падениям, захватам, к тренировкам на унаследованной базе были предприняты меры отработки, совершенствования, оптимизирования категорий техник. В то время в Центральном государственном дворце искусств города Нанькина собрались мастера, большие мастера разных школ, которых действительно можно назвать плеядой талантливых людей, к тому же всем специалистам высокого уровня методом государственного экзаменования спортивных искусств были присуждены разные места и награды, что в общем является напоминанием о достижении высокого положения в системе Ушу, «наличия определённого уровня физической подготовки».

Именно в этот период в дуаньбин возникла форма контрастности соревнований. Эта структура и форма, именно в этот период одна за другой прошла практику, непрерывно совершенствуясь и формируясь. С одной стороны, дуаньбин имеет многообразное и уникальное техническое содержание, а с другой стороны, основан на китайском искусстве владения мечом. Обучаясь технике дуаньбин или меча практически их используя, люди всегда стремятся к тому, чтобы достичь духовных идеалов. Дуаньбин это не только утонченное искусство владения оружием, оно также играет немаловажную роль в процессе становления китайского «воина с мечом» («цзяньши»). И только параллельная и одновременная тренировка внутреннего и внешнего (нэйвай цзяньсю) может довести человека до высшего уровня совершенства, на котором он сможет осознать все могущество и силу китайского искусства владения мечом. Если внутреннее содержание и духовный смысл будет утрачен, то дуаньбин станет для общества, в котором оно существует, словно вода без потока, дерево без корней.

Ма Сяньда говорил: - Мои успехи и достижения в дуаньбин малы и не заслуживают большого внимания, тем не менее, если судить с точки зрения современной истории развития дуаньбин, которая длится вот уже полвека, то я являюсь свидетелем истории. Число просвещенных в дуаньбин людей всегда было небольшим, а в новом Китае их куда меньше. Я надеюсь что дуаньбин сможет стать полезным и интересным как для китайских современников, так и для друзей во всем мире.

Материал взят из книги Ма Сяньда "Китайское искусство дуаньбин" 2003г.

Перевод является авторским правом, ссылка на сайт обязательна.