взлом

Интервью с профессором Ма Минда

 

Жизнь посвященная постижению боевых традиций Китая

Одним из наиболее авторитетных знатоков традиционных боевых искусств в Китае в настоящее время, вне всяких сомнений, является Ma Минда. Ma Минда является профессором истории Циньянского Университета, находящегося в городе Гуанчжоу провинции Гуандун.

 

Профессор Ma родился в 1943 г. и начал тренироваться с шестилетнего возраста. Его учителями были отец − Ма Фэнту и дядя − Ма Инту.

 

Профессор Ма преподавал боевые искусства в Университете несколько лет до того как посвятил себя исследовательским интересам, разделенным на три большие части: спорт, история ушу и изучение Тунбэй.

 

Определение Тунбэй было впервые дано во времена  династии Мин генералом Ци Цзигуаном. В Тунбэй семьи Ма входят такие стили как бацзи цюань, пигуа цюань, фаньцзы цюань, чоцзяо и техника владения коротким и длинным оружием. В целом, иероглиф Тунбэй означает – быть подготовленным, готовым к действию.

 

Профессор Ма пояснил, что эта концепция зародилась не в семье Ма − истоки Тунбэй можно проследить вплоть до династии Мин. Необходимо также упомянуть, что профессор Ма является главой Исследовательской Ассоциации Брюса Ли. Он, возможно, единственный преподаватель в Китае, который считает, что люди должны вернуться к изучению некоторых концепций, предложенных Брюсом Ли.

 

 

Развитие боевых искусств во времена династии Мин

 

Развитие боевых искусств в Китае достигло пика во времена династии Мин − периода, ставшего важной вехой в истории Китая. В то время Китай начал испытывать сильное иностранное влияние, что привело к изменению взглядов людей на применение боевых искусств, превращая их из навыков, используемых для ведения войн, в метафизические практики и практики культивирования здорового образа жизни. Эти иностранные идеи повлияли на таких исторических личностей как Ци Цзигуан, которого профессор Ма считает одним из наиболее значимых фигур в истории Китая. Генерал Ци пытался ввести новые виды оружия в национальные боевые практики того времени, используя методы, которые никогда ранее в Китае не применялись. Во время японского вторжения в Корею (династия Мин, 1592-1593) в Китае не было войск, которые могли бы противостоять захватчикам, кроме войск Ци Цзигуана, которые одержали многочисленные победы в битвах против японских и северных захватчиков. Эти войска принесли свои боевые традиции в Корею и Японию.

 

Профессор Ма совершил несколько путешествий в эти страны, для того чтобы вернуть традиции, которые привнес туда Китай во времена династии Мин. Например, в Японии он нашел ценную информацию о минском генерале Ю Дайоу − ещё одном влиятельном военном деятеле. В настоящий момент профессор Ма пишет статью об этих открытиях, готовит полную биографию генерала Ци Цзигуана и работает над переводом некоторых своих работ на английский. По мнению профессора Ма, изучение традиционных боевых искусств в Китае и на Тайване должно иметь общее с изучением боевых искусств Республиканского периода. Это мнение могло быть высказано только профессором Ма и стало основной идеей его статьи «Мысли и предположения по построению системы китайских традиционных видов спорта», которая привлекла внимание властей.

 

Во времена династии Мин музыка, медицина, боевые искусства и другие элементы китайской культуры были развиты высоко благодаря иностранному влиянию, о котором сказано выше. Для профессора Ма, чем сильнее взаимодействие культур и школ, влившихся в культурную смесь нации, тем большее развитие происходит. Если общество замкнуто на себе, то результатом является упадок на всех уровнях такого общества. Боевые искусства Китая являются культурным сокровищем, принадлежащим человечеству. Однако другие страны также имеют свои боевые традиции, имеющие большую ценность.

 

Китайские боевые искусства развивались так успешно при династии Мин благодаря стимуляции иностранными традициями. Наиболее современные примеры подобного взаимодействия − влияние таких видов спорта как западный бокс и японское дзюдо на идеологию Мао в 30-х годах.

 

Другой интересной мыслью, высказываемой профессором Ма, является его мнение о том, что китайские боевые искусства в значительной степени испытали влияние различных религиозных учений, таких как: Буддизм, Ислам, Христианство (в последнем столетии). Он признал, что многие истории, циркулирующие в современном фольклоре, касающиеся этого влияния, в лучшем случае нельзя проверить. В случае с Исламом, в течение последних 200 лет в Китае его приняли множество людей. Многие мусульмане пришли в Китай, как профессиональные солдаты во времена династии Мин. Во времена династии Цин положение дел изменилось так, что они не могли оставаться солдатами и стали инструкторами боевых искусств. Если говорить о Буддизме, то его философия придает особое значение тренировкам тела в противовес даосизму, который уделяет большее внимание работе с сознанием.

 

 

Республиканский период

 

Многие годы люди в Китае уделяли особенное внимание питанию. Несколько периодов голода в китайской истории вынудили обычный народ отдавать значительную часть своего времени поиску пищи, что объясняет невероятное разнообразие китайской кухни. Затем эта тенденция сменилась фокусированием на деньгах и благосостоянии, вот почему очень немногие в стране изучали китайские боевые искусства (и, вообще, пренебрегали культурными артефактами и традициями).

 

Во время Республиканского периода, китайские боевые искусства были чем угодно, но только не организованной структурой. Несколько самостоятельных организаций появились в это время и создали свои собственные программы, одна из них − Ассоциация атлетики. Профессор Ма пояснил, что китайские боевые искусства этого периода имели ряд направлений, в которых боец должен был доказать свои навыки: владение техникой без оружия, владение длинным оружием, коротким оружием, борьбой, стрельбой из лука, стрельбой из огнестрельного оружия и т.д.

 

В 1935 г. проводились национальные соревнования, во время которых участники соревновались друг с другом по перечисленным выше направлениям. Профессор Ма считает эти турниры самыми лучшими атлетическими соревнованиями в истории современного Китая, не только за присутствие в них видов и направлений, которые отражают традиционные боевые идеалы, но и потому, что они были лишены политической подоплеки. Это было чисто атлетическое событие без влияния политики, которая проникает почти во все события нынешних дней. После 1949 г. этот традиционный подход был утерян из-за политических изменений, которые имели место в Китае в тот период.

 

 

Изменения в текущем состоянии китайских боевых искусств

 

В настоящее время происходит упрощение китайских культурных сокровищ, что очень беспокоит профессора Ма. Это касается не только боевых искусств, но и китайского языка, китайской медицины.

 

Отвергаются многие древние знания и забываются древние традиции. Что касается боевых искусств, то современное спортивное ушу и саньда не принадлежат к числу традиционных боевых искусств. Профессор Ма придерживается использования термина саньшоу вместо саньда (в саньда отсутствует ощущение родства с традиционными китайскими методами ведения поединка).

 

Есть три главных направления в соревнованиях по традиционным китайским боевым искусствам: "пустая рука", короткое и длинное оружие, спарринг. Последние два направления были убраны  из современных турниров по саньда.

 

Тренировка в традиционных китайских боевых искусствах может быть разделена на 4 этапа:

 

1)         изучение базовых форм;

 

2)         работа с партнером, помогающая понять методы использования техники;

 

3)         легкий спарринг;

 

4)         практики с оружием.

 

По мнению профессора Ма, для того чтобы улучшить положение китайских боевых искусств должны произойти изменения в существующем подходе к его изучению. Некоторые позитивные преимущества в этой области уже произошли, что дало возможность китайскому боевому искусству сохранить свое место в мире единоборств.

 

На момент взятия этого интервью профессор Ма готовил себя к важному собранию, намеченному на 15 августа, где он должен был встретиться с политическими лидерами и участвовать в важной дискуссии, касающейся изменений существующих спортивных организационных структур после Олимпиады 2008 г. Если все пойдет в соответствии с планом, положение китайских боевых искусств должно улучшиться.

 

Профессор Ма также является консультантом храма Шаолинь по делам, касающимся шаолиньских боевых искусств, которые в настоящее время находятся в бедственном положении.

 

 

Техника Бацзи цюань

 

Бацзи цюань − один из стилей, составляющих систему Тунбэй, также столкнулся с большими проблемами. В настоящий момент различные традиции бацзи хаотичны из-за политических мотивов в разных регионах. По этой причине Ма держался в стороне от всех политических организаций, чтобы сохранить свое положение независимого ученого. Практика Бацзи цюань проста, но некоторые семьи включают в свою учебную программу излишние техники, изменяют  первоначальные формы и предъявляют завышенные требования.

 

Благодаря усилиям семьи Ма, бацзи цюань стал очень популярен в Северных провинциях Китая. Влияние семьи Ма также распространяется на Тайвань, благодаря одному из первых выпускников Центральной академии боевых искусств Ли Юань Чжи, который был студентом Ма Инда.

 

Бабушка профессора Ма родом из семьи У − другой известной ветви кланов, практикующих Бацзи цюань. Отец Ма Минда Ма Фэнту и дядя Ма Инту соединили бацзи цюань, пигуа цюань и люхе да цян ("большое копье"), заложив, таким образом, основы основ боевого учения Тунбэй.

 

Освоение базовой техники Тунбэй занимает в среднем около 2 лет до перехода к изучению её практического применения и от 3 до 5 лет для завершения всего процесса. Начальный уровень Бацзи цюань, благодаря своей простоте, является первым, что изучают студенты. Такая точка зрения сильно отличается от взглядов других школ, которые считают, что этот стиль является чем-то сложным, секретным, доступным только для избранного меньшинства. Наконец, практика с оружием приобретает огромное значение, когда студент достигает достаточно высокого уровня боевых навыков.

 

  

Заключительные выводы

 

После обсуждения многих тем, касающихся китайских боевых искусств, мы задали профессору Ма последний вопрос: как могут поклонники боевых искусств найти хорошего учителя? Он дал нам следующие указания. Из-за того факта, что нет каких-либо стандартов, которые могли бы помочь оценить знания учителя боевых искусств, трудно достоверно определить степень пониманию традиции потенциальным учителем. Ма советует положиться на свою интуицию, потому, что все мы, в конечном счете, люди. Боевые искусства не являются чем-то непостижимым, и если учитель подает их в таком виде, то это повод для сомнений в его компетентности.

 

К несчастью указанные отрицательные моменты содействовали ослаблению положения китайских боевых искусств из-за того, что они почти не имеют рынка сбыта в странах вроде Японии. Профессор Ма в бытность свою подростком был известным спортсменом, да и в наши дни он сохранил хорошую форму. Он хотел бы видеть то же самое и в других учителях. К сожалению, вести образ жизни мастера боевых искусств сейчас нелегко. Многие учителя ушу выбирают компромисс со своими этическими принципами для того, чтобы привлечь больше студентов. Наконец, боевые искусства должны включать в свою целостную практику теоретическую и историческую подготовку, в противоположность современной тенденции, которая отграничивает эти области.

 

Концепции Тунбэй семьи Ма и страстный интерес профессора Ма Минда к историческим истокам китайских боевых искусств переняли его сын и ученики, что дает уверенность в том, что эти традиции выживут и в 21-ом веке.

Перевод А.Нешпор.