взлом

Пигуа цюань - равно обладающий структурой и применением

 Статья напечатана в журнале "Улинь"№9 за 1982

 

 Пигуа цюань - "劈掛拳”(кулак рубки и подбивов) - в древности называли "披掛拳"(кулак раскалываний и подбивов), распространен в городах по течению р.Хуанхэ. Славится "свирепой рубкой и жесткими подбивами" (猛劈硬挂), "большими открытиями и большими закрытиями" (大开大合). В трактате Минской эпохи генерала Ци Цзигуана "Новая книга записей о достижениях" в главе "Краткие выдержки из кулачных канонов"  сказано: "кулак раскалывает, рубит и пересекает, и он очень быстр". Из этого можно увидеть, что уже в минскую эпоху пигуа цюань был известен. В начале династии Цин, пигуа цюань  распространил Пань Вэньсюэ (潘文学) - управляющий школой из Яньшань. С тех пор, пигуа цюань процветал в г. Яньшан округа Цанчжоу и в других местах. Ли Юньбяо (李云标), упомянутый в "Хрониках уезда Цан" - как раз и был знаменитым мастером пигуа цюань того времени.

 

 Важнейшим техническим содержанием пигуа цюань являются кулачное искусство, оружие, базовая тренировка и спарринг.  В кулачном искусстве есть первый комплекс пигуа (еще называют мо мянь цюань 抹面拳), второй – цин лун(青龙), третий – фэй ху(飞虎) и четвертый – тай су(太素). До сего дня первый комплекс пигуа цюань практикуется во всех уголках страны, и многие спортсмены демонстрируют его на соревнованиях. Кроме того, есть еще да цзяцзы(大架子), включающий в себя 4* дорожки (套路) - они являются "материнским кулаком"(母拳), который еще называют - "спокойной наработкой"(静功), то есть, это "медленное вытягивание и мягкая тренировка" (慢拉柔练) для гармонизации усилий-цзинь и циркуляции ци (调劲运气). Оружие, практикующееся в пигуа цюань, - это пигуа дао (劈挂刀), тунбэй да цзянь (通备大剑), тунбэй сяо цзянь(通备小剑) - его также называют ти пао цзянь (绨炮剑), пигуа гунь (劈挂棍), пигуа цян (劈挂枪), шуан дао (双刀), фэн тоу гоу (凤头钩), лань мэнь цзуэ (拦门撅), сань цзе гунь (三节棍).

 В тренировочных методах преобладают особенности пигуа, дошедшие до нас без изменений. Среди них разве что тунбэй сяо цзянь заработал себе имя на Все китайских соревнованиях. В последние годы тунбэй вобрал в себя методы обращения с Луннаньским бянь гань (陇南鞭杆). Его усилия и технические приемы были трансформированы так, что появилось больше стремительных разворотов и живой подвижности (闪展灵活), претерпели изменения и методы усилий (劲法). Таким образом сформировалась особая техника и комплексы, воинственность умножилась (实战性颇强). Основной базовой наработкой пигуа цюань является "ши эр да танцзы" (十二大趟子) - "двенадцать больших дорожек", "ши лу таньтуй" (十路弹腿) - "десять дорожек пружинящих ног" и "лю цзяо ши" (溜脚势) - "формы текущих ног".

 

 Богатое техническое содержание и уникальная манера приемов пигуа цюань неотделимы от тщательной и упорядоченной фундаментальной проработки (прим.пер. "методологии"?). "Ши эр да танцзы" - это, также, и двенадцать приемов, которые являются не только эффективным методом освоения "усилия скручивания" в комплексах (盘劲), но также имеют прикладной характер (招招技击性强), их можно тренировать, многократно повторяя в одиночку и применять в поединке. В эти 12 приемов входят: "дань пи шоу"(单劈手 - одиночная рубящая ладонь), "яо цзы чуань линь" (鹞子穿林 - ястреб пролетает сквозь лес), "шуан чжуан чжан"(双撞掌 - двойной удар ладонями), "чо чжи чжан" (戳指掌 - ладонь втыкающихся пальцев), "дао фа у лэй"(倒发五雷 – обратный удар пяти громов), "чань е шоу" (缠额手 - рука, обматывающая лоб), "кай мэнь пао" (开门炮 - пушечный удар, раскрывающий врата), "да куа бу" (大跨步), - большое перешагивание), "сяо куа бу" (小跨步 - малое перешагивание), "чжао фэн шоу" (招风手 - ухватить рукой ветер), "те сао чжоу" (铁扫帚 - мести железной метлой), "чао чуй" (抄锤 – косой удар). Вследствие этого, мы понимаем, что бывают кулачные искусства, которые возникают и умирают, а есть те, которые живы до сего дня. Это происходит по той причине, что они обладают сравнительно упорядоченными техническими методами и доктриной. Что и делает их уникальными среди прочих видов и независимыми среди множества воинских искусств. Именно таков пигуа цюань который является цельным и в отношении теории.

 Методы действий содержат в восемнадцать иероглифов (十八字诀): "гунь"(滚) - накатывать, "лэ"(勒) - натягивать, "пи"(劈) - рубить, "гуа"(挂) - подбивать, "чжань"(斩) - срубать, "се"(卸) - сбрасывать, "цзянь"(剪) - разрезать, "цай"(采) - срывать, "люэ"(掠) - захватывать, отнимать, "бинь"(摈) - отбрасывать, "шэнь"(伸) - вытягивать, "шоу"(收) - собирать, "мо"(摩) - вытирать, "тань"(探) - нащупывать, "тань"(弹) - хлестать, щелкать, "цза"(砸) - разбивать, "лэй"(擂) - размалывать, втыкать, "мэн"(猛) - быть яростным.

Что касается методов, то придают значение таким как "выплевывать и заглатывать, вытягивать и сжимать" (吞吐伸缩), "то пустое, то полное"(虚实往返), "сгибаться и разгибаться" (回环折叠). В усилиях делают упор на "усилие переворачивания и натягивания" (翻扯劲) и на "усилие ворота"(辘轳劲). В тренировке необходимо проявлять "скручивание поясницы и сведение бедер" (拧腰切胯), "руки струятся, а запястья соединяются" (溜臂合腕).  Тренировка комплексов выполняется до седьмого пота, чтобы достигался эффект неослабевающей энергии (气势贯通), когда даже слабый, благодаря приложенным усилиям, добивается безупречной квалификации его мастерства и уровня  подготовки.

 

Современными знаменитыми мастерами пигуа цюань являются Ма Инда из Ганьсу (马颖达) и Хань Цзюньюань (韩俊元) из Хэбэй.

В поединке пигуа цюань придерживается таких доктрин, как "принцип - ли (拳理 - кулачный принцип) и образ - сян (拳势 - кулачная форма) взаимно проникнуты, как в структуре – ти (健身 - физическое состояние) так и в технике боя – цзи (技击 - технические приемы)". Поэтому его также называют "тунбэй" (通备). Его технические приемы мощны, их главный принцип - "быстрое бьет медленное" (以快打慢), "длинное одолевает короткое" (以长制短), "горизонтальное блокирование и косой удар" (横拦斜击), "пускать в ход мастерство уверток" (闪进巧取).

 

Однако недостатки «длинного» часто связаны с тем, что при всей простоте в использовании, зачастую невозможно своевременно выполнить "собирание" (收) (несмотря на то, что легко применять, но инерция и амплитуда движений слишком большие, прим.пер.). По этой причине суть пигуа в  "свирепой рубке и жестких подбивах" (猛劈硬挂), "больших открытиях и больших закрытиях" (大开大合). Помимо всего прочего уделяет особое внимание "усилию накатывания" (滚劲), когда усилие генерируется из круга (以圆分劲), когда действия постоянно трансформируются (化势而走), когда перевороты и накаты непрерывны(翻滚不息) и все пронизано Единым (一以贯之, выр. Конфуция). 

 

Как и сказано в трактате «Цюань Цзинь» Ци Цзигуана: «одним ударом не дашь отпор, - чтобы завоевать инициативу, нужно десять ударов»" (不招不架只是一下,犯了招架就有十下).

В процессе наработки придерживаются таких стадий, как "медленно растягивать позу, наносить быстрые удары и проводить стремительные приемы ". В следствии "растягивания позы" (拉架势) происходит гармонизация усилий - цзинь и энергии - ци, затем достигается наработка серий ударов, а вслед этого и техника применения приемов. Так углубляясь, шаг за шагом и тонко увязывая одно с другим, вследствие всестороннего исследования техники, таолу и саньда, приходим к пониманию отличий и взаимосвязей. 

В наше время некоторые люди относят пигуа цюань к тунби цюань, что может быть, во-первых, результатом путаницы между "бэй" и "би", а во-вторых,  происходит вследствие того, что и там и там есть схожие движения - рубка обеими руками, атаки на длинной дистанции - легко запутаться.  Но, все же, начиная от базовых навыков вплоть до технических методов, их очень сложно назвать похожими.

Особенно, если говорить о характере усилий, то в пигуа это - "свирепая рубка и жесткие подбивы" (猛劈硬挂), "быстрые удары и стремительные атаки" (快打速攻), а в тунби же другое - "упруго вклиниваться" (坚韧交错). Он обращает внимание на то, что "запястья как шелковая нить, а локти как цветы", "плечи словно прялка, поясница как змея". Основным правилом является "рука снаружи руки, склеился с противником и тогда ударил" (手外加手,粘人发力). Конечно, школы кулачного искусства не избежали взаимного проникновения и влияния (相互渗透和吸收). Некоторые люди говорят: "Усилия Цанчжоусского пигуа и тунби", что в полноте показывает развитие межвидового скрещивания кулачных школ. Мы считаем, что при систематизации некоторых школ кулачного искусства, следует обратить внимание на систему и общий вид, с тем, чтобы следующие поколения преемствовали некое цельное культурное достояние.

Изучая определенный тип кулачного искусства, нельзя довольствоваться какого-то комплекса или отдельных движений и приемов. Необходимо, практикуя базовую технику, постепенно овладеть ее характерными усилиями, техническими методами и прочими законоположениями, - только такое отношение к учебе будет серьезным.

 

*На самом деле основных 12, но может быть и больше.

 

 

Автор: Цю Писян (邱丕相)

©Перевод Михайлов Вячеслав 2018г.