взлом

Тунбэй фаньцзы цюань

 

 

В октябре 2014 года нашу страну посетил мастер традиционного ушу Го Найхуэй. Он обучал системе тунбэй в традиции семьи Ма. Мастер является учеником и зятем Ма Инда. Мне довелось участвовать в этом семинаре, изучая направление Фаньцзы цюань.
Я знаком с системой Ма ши тунбэй уи (воинское искусство тунбэй семьи Ма) благодаря многочисленным визитам других мастеров. Первое знакомство состоялось в далеком 1991 г., обучение тогда началось с визита одного из патриархов школы Ма Минда. Совместно с его учеником Кан Тхэнчен преподавалась техника из бацзицюань, пигуацюань и фаньзцы. Далее были визиты Чжан Хунму с сыном Чжан Фэйпэн, приезжал Ян Хун с супругой. Особо необходимо отметить вклад мастера Лю Цзуньган, ученика Ма Минда, который в течении ряда лет делился знаниями по различным направлениям тунбэй, как кулачной технике, так и технике меча, палки, шеста.
Систему можно охарактеризовать как очень сложную координационно. Трудности начинаются уже на уровне одиночной формальной техники (таолу). Еще более проблемной представляется перспектива ее применения. Дело в том, что техника содержит огромное количество широкоамплитудных движений (маховых), воспринимающихся более как экзотическая гимнастика или балет, нежели как боевое искусство. По этой причине многими российскими бойцами система оценивается как нереальная, неприменимая в бою. Это и не удивительно, т.к. техника абсолютно не соответствует нашим (западным) представлениям о правильных телодвижениях.
Однако, при более внимательном рассмотрении обнаруживается оптимальность движений с позиций биомеханики, а также соответствие и восточным канонам. А именно:
Целостность и поточность движения. Все тело вовлечено в поток движения, все звенья усиливают его. Движение зарождается в корпусе, точнее, в области поясницы-живота и передается в ноги для перемещений, в руки для защиты или атаки. Передача импульса подобна работе насоса, толкающего воду по эластичным трубкам (конечностям). Поток, дошедший до периферии, как бы отражается обратно, усиленный пружинными свойствами мышц и сухожилий. Далее поток, управляемый животом-поясницей, перенаправляется в зависимости от необходимости в другую конечность или в новое движение. Зачастую движение рук (точнее, верхней части тела) за счет созданной ею инерции помогает переносу опоры: руки ведут ноги для перемещения и переместившись, ноги передают усилие через талию обратно в руки («верх меняется с низом»).
Максимальная расслабленность – необходимое условие столь высокой координации и скорости движений любой амплитуды. Тело напряжено только в момент приложения силы и только в нужном для этого месте. Такая пластика свойственна только животным, причем, хищным.
Если говорить о чисто эмоциональном впечатлении, то техника мастера скорее напоминает движения зверя или вращающийся клубок, непредсказуемо перемещающийся словно вихрь и готовый взорваться в любом направлении. Мощь сочетается с легкостью, еще более поражающие при демонстрации прикладного значения Фаньцзы цюань. Приемы отличаются филигранностью и кажущимся отсутствием логики в последовательности действий. Мастер находит любую «брешь» соперника. Создается впечатление, что тело мастера готово моментально заполнить образовавшуюся пустоту подобно воздуху, заполняющему вакуумное пространство при разгерметизации. Попытки оппонента сопротивляться, взять инициативу «проваливаются» в пустоту, так как мастера уже нет в этой ячейке пространства. Вместо него пустота: изменена поза, дистанция и т.д. Вот она – демонстрация перехода от «инь» к «ян» и наоборот.
Однако, никакого чуда нет – просто годы тренировок и результат налицо. Что же касается нас – людей с западным мышлением, то для достижения мастерства нам понадобится, помимо многолетнего упорства, еще и трансформация менталитета. Предстоит избавление от сковывающих тело и душу стереотипов и обусловленности, которые препятствует познанию. Такое возможно лишь с повышением осознанности. Только постоянное свидетельствование реакций ума, который «бежит впереди паровоза», создает в человеке разделение на ум и тело. Западный ум мешает телу. А ведь наше тело – это часть природы, значит тело умное изначально. Необходимо единство ума и тела. Но это уже будет другой ум – телесный ум, мудрый ум, гармоничный. А значит, без «внутренних» практик «внешний» тренинг – ничто. Так что, набить морду по-китайски – целая наука! 
Такое оно, подлинное китайское боевое искусство…

 

Сергей Сизяев, тренер ушу выпускник РГУФК, к.п.н.