Тунбэй фаньцзы цюань
В октябре 2014 года нашу страну посетил мастер
традиционного ушу Го Найхуэй. Он обучал системе тунбэй в традиции семьи
Ма. Мастер является учеником и зятем Ма Инда. Мне довелось участвовать в
этом семинаре, изучая направление Фаньцзы цюань.
Я знаком с системой Ма ши тунбэй
уи (воинское искусство тунбэй семьи Ма) благодаря многочисленным
визитам других мастеров. Первое знакомство состоялось в далеком 1991 г.,
обучение тогда началось с визита одного из патриархов школы Ма Минда.
Совместно с его учеником Кан Тхэнчен преподавалась техника из бацзицюань,
пигуацюань и фаньзцы. Далее были визиты Чжан Хунму с сыном Чжан Фэйпэн,
приезжал Ян Хун с супругой. Особо необходимо отметить вклад мастера Лю
Цзуньган, ученика Ма Минда, который в течении ряда лет делился знаниями
по различным направлениям тунбэй, как кулачной технике, так и технике
меча, палки, шеста.
Систему можно охарактеризовать как очень сложную
координационно. Трудности начинаются уже на уровне одиночной формальной
техники (таолу). Еще более проблемной представляется перспектива ее
применения. Дело в том, что техника содержит огромное количество
широкоамплитудных движений (маховых), воспринимающихся более как
экзотическая гимнастика или балет, нежели как боевое искусство. По этой
причине многими российскими бойцами система оценивается как нереальная,
неприменимая в бою. Это и не удивительно, т.к. техника абсолютно не
соответствует нашим (западным) представлениям о правильных телодвижениях.
Однако, при более внимательном рассмотрении
обнаруживается оптимальность движений с позиций биомеханики, а также
соответствие и восточным канонам. А именно:
Целостность и поточность движения. Все тело вовлечено в
поток движения, все звенья усиливают его. Движение зарождается в корпусе,
точнее, в области поясницы-живота и передается в ноги для перемещений, в
руки для защиты или атаки. Передача импульса подобна работе насоса,
толкающего воду по эластичным трубкам (конечностям). Поток, дошедший до
периферии, как бы отражается обратно, усиленный пружинными свойствами
мышц и сухожилий. Далее поток, управляемый животом-поясницей,
перенаправляется в зависимости от необходимости в другую конечность или
в новое движение. Зачастую движение рук (точнее, верхней части тела) за
счет созданной ею инерции помогает переносу опоры: руки ведут ноги для
перемещения и переместившись, ноги передают усилие через талию обратно в
руки («верх меняется с низом»).
Максимальная расслабленность – необходимое условие столь
высокой координации и скорости движений любой амплитуды. Тело напряжено
только в момент приложения силы и только в нужном для этого месте. Такая
пластика свойственна только животным, причем, хищным.
Если говорить о чисто эмоциональном впечатлении, то
техника мастера скорее напоминает движения зверя или вращающийся клубок,
непредсказуемо перемещающийся словно вихрь и готовый взорваться в любом
направлении. Мощь сочетается с легкостью, еще более поражающие при
демонстрации прикладного значения Фаньцзы цюань. Приемы отличаются
филигранностью и кажущимся отсутствием логики в последовательности
действий. Мастер находит любую «брешь» соперника. Создается впечатление,
что тело мастера готово моментально заполнить образовавшуюся пустоту
подобно воздуху, заполняющему вакуумное пространство при разгерметизации.
Попытки оппонента сопротивляться, взять инициативу «проваливаются» в
пустоту, так как мастера уже нет в этой ячейке пространства. Вместо него
пустота: изменена поза, дистанция и т.д. Вот она – демонстрация перехода
от «инь» к «ян» и наоборот.
Однако, никакого чуда нет – просто годы тренировок и
результат налицо. Что же касается нас – людей с западным мышлением, то
для достижения мастерства нам понадобится, помимо многолетнего упорства,
еще и трансформация менталитета. Предстоит избавление от сковывающих
тело и душу стереотипов и обусловленности, которые препятствует познанию.
Такое возможно лишь с повышением осознанности. Только постоянное
свидетельствование реакций ума, который «бежит впереди паровоза»,
создает в человеке разделение на ум и тело. Западный ум мешает телу. А
ведь наше тело – это часть природы, значит тело умное изначально.
Необходимо единство ума и тела. Но это уже будет другой ум – телесный ум,
мудрый ум, гармоничный. А значит, без «внутренних» практик «внешний»
тренинг – ничто. Так что, набить морду по-китайски – целая наука!
Такое оно, подлинное китайское боевое искусство…
Сергей Сизяев, тренер ушу выпускник РГУФК, к.п.н.