Высеченные в камне принципы работы мечом-цзянь в тунбэй
Разрубая и рассекая, всегда держи меч обеими руками. В прыжке атакуй стремительно и внезапно. Отступая "заманивай" к себе противника, двигаясь по кругу, препятствуй его атакам и держи в напряжении. Сочетая начала мягкости и твёрдости, станешь не имеющих в себе равных. Не скрывай своё отступление, но приближаясь к противнику, старайся скрыть это, чтобы пробить его защиту, воспользовавшись её слабыми местами. При движении противника по кругу, двигайся в обратном направлении преодолевая его защиту. Дух твой пусть будет твёрд, а потоки ци крепки. Созерцая и постигая, добьёшься необычайной быстроты движений. Воспитывай в себе понимание, постигай взаимосвязи между твёрдым и мягким. Используй в борьбе силу и ум, без колебаний применяй секретные способы.
Мое скромное мнение: приведенное выше тайное наставление о фехтовании мечом цзянь [1] имеет важнейшее значение для освоения искусства владения мечом. Невозможно освоить все тонкости работы мечом цзянь, достичь в нем высот и глубин, не освоив секретных навыков фехтования. Простые люди говорят: Учителя многих боевых искусств не передают свои знания ученикам полностью. На самом же деле, при обучении кулачному бою, бою палкой, копьем, мечом и т.п. учителя не обязательно стремятся скрывать секретные знания, многое из того, что они преподают, и является таким секретом, который необходимо сохранять и передавать правильно и точно, препятствуя возникновению искажений при устной передаче недобросовестными учителями, которые тем самым подобно разбойникам вредят стране и причиняют зло народу. Поэтому при передаче знаний следует быть осторожным и ни в коем случае не искажать полученные знания. Знатоку фехтования никак нельзя обойтись без трех качеств: умения мыслить, знания приемов и силы. Сила для фехтовальщика, как ножны для меча. Тот, кто узнал и освоил приемы фехтования, полностью усвоил изложенные в форме стихов или песен правила, всегда будет иметь преимущество над тем, кто в спешке пренебрег тайными наставлениями, последнего можно сравнить с изображенным драконом или тигром, у которого никогда не будет нарисован зрачок, и потому рисунок не получит души и не оживет, а сам такой недоучка даже после нескольких десятков лет постоянной тренировки будет по-прежнему оставаться невеждой, так и не достигшим истинного могущества и ничего толком не осознавшим. Ведь тот, кто не усвоил тайных наставлений, тот не постиг самых основ, он полагается в своем развитии только на грубую силу, и таким редко удается добиться успеха. Такой подобен слепцу, едущему на слепой лошади, в темную полночь приближающемуся к глубокому пруду, такой не только не добьется всего, на что был способен, но наоборот, навлечет на себя беду. Потому мастерства не достичь без секретных наставлений, обучение без них станет бессистемным, трудолюбие станет расходоваться впустую, силы души будут растрачены бесцельно, а сам такой учащийся будет достоин только жалости. Рассказывают, что в стародавние времена нередко случалось так, что известный учитель боевых искусств, с истинным уважением относившийся к своему искусству, передавая своим ученикам или наследникам свои знания и навыки, настоятельно предупреждал их ни в коем случае не соглашаться хоть что-то записывать и публиковать, чтобы сделать сокровенное знание доступным для обычных людей. Настоящий мастер дорожит своим искусством, серьезно относится к личностным качествам учеников, придирчиво отбирает тех, кто достоин принять его знания, чтобы в точности передавать их из поколения в поколение, и предпочитает унести знание с собой, но не передавать его недостойным, ведь вполне возможно, что если не проявить должной осторожности, то высоты и глубины его мастерства могут оказаться искаженными при устном изложении недобросовестными учителями, создавая мастеру скандальную славу и дурную репутацию, тем самым причиняя большой ущерб. Такой подход имеет тесно взаимосвязанные плюсы и минусы. Отнеситесь к этому предельно серьезно, твердо усвойте и ни в коем случае не забывайте. В стародавние времена нередко (семь-восемь раз из десяти) случалось так, что даже известные учителя боевых искусств не достигали вершин мастерства, потому что не помогали людям и брались за обучение недостойных, относились к окружающим с презрением, однако в конце концов их всё равно настигала расплата. Такие учителя иногда не получали или утрачивали передававшуюся изустно истинную традицию, но в результате их работы ошибочные представления укоренялись в традиции и воспроизводились последующими поколениями.
Составляя это мое неуклюжее сочинение, руководствовался я лишь стремлением предостеречь самого себя и своих последователей.
Записано старцем Ма Фэнту в возрасте 83 года в больнице, что в городе Ланьюань.
[1]Сознательно было пропущенно «Тайное наставление о работе мечом цзянь в Тунбэй», так как хочется уделить внимание именно принципам и духовным качествам мастеров в передаче техники.