взлом

Боевая наука тунбэй

Боевая наука тунбэй представляет собой сложное явление, в котором можно выделить два основных раздела: техническую основу и собственно боевую науку. Благодаря трудам Ма Фэнту и Ма Инту, а также таким их последователям клана Ма, как Ма Инда, Ма Сяньда, Ма Линда и Ма Минда, искусство тунбэй достигло больших успехов. Основу или базу боевого искусство клана Ма составляют пигуа (劈挂) и бацзи (八极), органично «сплавленные» с наилучшими достижениями школ фаньцзы (翻子), чоцзяо (戳脚) и хорошо известно на северо-западе Китая школы бянь гань (鞭杆). Задача, которую ставили перед собой основатели тунбэй можно выразить следующими двумя афоризмами: 1) «Сплавить десять искусств в одной плавильной печи (жун ши и юй и лу е лянь 熔十艺于一炉冶炼)» и 2) Достичь высот искусства, используя силу цзинь тунбэй в качестве управителя, а методы школ пигуа (劈挂), бацзи (八极), фаньцзы (翻子) и чоцзяо (戳脚) в качестве «кирпичиков» для построения боевой техники.

Три постижения тунбэй

Первым из них является само боевое искусство тунбэй, как средство развития цзинь тунбэй, служащей  совего рода «управителем», который объединяет искусства пигуа, бацзи, фаньцзы и чоцзяо в одно целое.

Вторым является метод развития силы цзинь тунбэй, используя «единое действие трех тел, атакующих и движущихся, как одно целое (сань ти тун гун, сань ти тун дун 三体同功,三体同动)», обеспечивая сквозное проникновение единого целого с целью управления на основе «трёх оснований» (сань пань 三盘) и «шести соответствий» (лю хэ 六和), под которыми имеются в виду раскрытие и закрытие силы цзинь (кай хэ цзинь 开合劲) «верхнего основания» (шан пань上盘), сила цзинь пигуа (пи гуа цзинь劈挂劲), сила «цзинь скручённой нити» (ню сы цзинь 纽丝劲) «среднего основания» (чжун пань 中盘), сила «цзинь поглощения и испускания» (тунь ту цзинь 吞吐劲), сила «цзинь скручивания» (чжэ де 折叠), сила «цзинь вращения и развертывания (фань чэ цзинь 翻扯劲) нижнего основания» (ся пань 下盘) и сила «цзинь водоподъёмного колеса «(лу лу цзинь 辘轳劲),  объединённые в одно тело».

Третьим является постижение боевой науки тунбэй  «через гражданское», то есть через искусство медицины и книжное искусство, осваивая и объединяя эти учения подобно «сплавлению десяти искусств в одной плавильной печи (熔十艺于一炉冶炼)».

Все это дополняется идеей тунбэй «осваивать мастерство древних, объединяя внешнее с внутренним постигая дух искусства, осуществлять преобразования в боевом искусстве, одухотворяя их философским принципом единства (融通古今,兼备达化,备万贯一). 

Все это суммировано в известном афоризме: «Будучи укоренена в ногах, сила выбрасывается спиной. Начинаешь ногами, пропускаешь спиной в тело и ладони. Тогда внутренне и внешнее будет проникнуто единой энергией ци и ты сможешь наносить быстрые и длинные удары. Вот это и есть тун бэй.»

Ключ к овладению основными элементами боевой науки Тунбэй

Овладение наукой боевых искусств подразумевает наличие у занимающегося следующих девяти качеств:

1.      Природные (воинские) способности.

2.      Хорошая память.

3.      Способность проникать в суть любого дела.

4.      Несгибаемая воля.

5.      Жизненная мудрость.

6.      Высокая нравственность.

7.      Твердость во взглядах.

8.      Наличие творческих способностей.

9.      Развитый интеллект. 

Все это является в тунбэй специальным предметом изучения, поскольку достижение вершин этого искусства невозможно требует многообразных способностей. Разумеется, даже обычный невежа способен овладеть элементарными навыками, изучив начальный этап [искусства].  Однако достигнутое им знание будет ограниченным, поскольку он никогда не достигнет глубин искусства и не обретет присущей ему мощи. Так не забывайте же о необходимости обладать вышеупомянутыми девятью свойствами, поскольку каждое из них имеет свои специфические черты, а их взаимодействие - важным значением! Надеяться на успех можно лишь полностью овладеть этими девятью свойствами. Если речь идет об обычном человеке, изначально обладающего всего одним или двумя подобными свойствами, но добавившего к ним потом ещё 3 или даже 5 этих свойств, то даже его длительные и усердные занятия этим искусством никогда не приведут его к большим достижениям, ибо они становятся возможны лишь при получении «прямой передачи» от наставника. Вот почему совершенное обретение этого высокого искусства и связанных с ним феноменов, достигается весьма редко. Говорят, что, если «создавать новое за счет изучения прошлого, то все созданное будет хорошо обоснованным. Изучающим искусство тунбэй следует, прежде всего, хорошо осмыслить выше перечисленные девять свойств, постоянно сосредотачиваясь на них и стараясь достичь внутреннего озарения. Относясь к себе самому предельно критически, постепенно продвигайтесь вперед, изучая первоисточники и постоянно контролируя качество своих действий и перемещений, вы несомненно достигнете успеха. Учет этих правил столь же необходим и при обучении детей искусству тунбэй, о чем вам следует помнить, сохраняя постоянную осмотрительность!

Написано 83-летним старцем Ма Фэнту в зале Трёх Радостей в Цанчжоу.