взлом

Оружие в системе тунбэй

Копье (тунбэй цянфа)

 Исторически, копье являлось в китайских боевых искусствах основным видом оружия, всегда занимая в них важное место., в связи с чем все школы кулачного искусства уделяли первоочередное внимание техникам использования копья. Методы работы копьем в боевом искусстве тунбэй включают индивидуальное разучивание соответствующих приемов (сань чжао), парную работу (дуй чжа) и комплекс из трех частей, основанный на комплексе "копья шести направлений (лю хэ цян)" времен династии Цин.

Используемый в современном тунбэй комплекс лю хэ цян сохранил в целости основные приемы и метода «трех семей», унаследовал методы военного использования копья и практическое боевое мастерство древней эпохи, переданного нам кланами Ци и Чэн. В отличие от других известных методов работы копьем, метод тунбэй лю хэ цян отличается весьма богатым содержанием, вобрав в себя также методы "копья иньской руки (инь шоу цян), отличающиеся большим своеобразием и высокой практической ценностью.

Меч дао (тун бэй дао фа)

 Методы меча дао тунбэй включают две системы - пигуа дао и двуручного меча шуан шоу дао (называемого также тай дао, или мяо дао). Помимо этого, существуют еще такие методы как "восемнадцать преграждающих мечей дао (ши ба лань дао)", "круговое дао (цюань дао)", «восемь шагов непрерывного наступления, держа меч дао в руке (пяо яо дао)", " дао сломанного острия (по фэн ба дао)" (техника была переработана Ма Фэнту для обучения Северо-Западной армии, получила широкое распространение), и "дао шести направлений (лю хэ дао)".

В современной передаче исконный метод пигуа дао представлен в школе тунбэй двумя основными комплексами. При этом развитие силы цзин ли пигуа дао полностью основано на методах кулачной техники пигуа. При этом следует отметить, что техника использования китайского меча дао в корне отличается как от методов использования  прямого мяча в национальных фехтовальных школах Европы, так и от методов японского искусства меча дао. Двуручный меч шуан шоу дао боевого искусства тунбэй продолжил традиции методов меча Дао, сохраненные кланом Чэн и переданные в целостности в виде "Сборника методов одинарного меча дао (дань дао фа сюань)". В настоящее время двуручный меч дао или  шуан шоу дао передается двумя линиями. Первая линия тао лу придерживается строго фиксированных форм состоящая из 24 способов (приемов), тогда как основным содержанием второй  являются скорее практика боя с использованием двуручного меча дао, сохранивши все старинные способы техники.

Меч цзянь (тунбэй цзянь фа)

 Меч цзянь, относящийся к разряду «короткого оружия», играл важную роль в истории китайского боевого искусства. Это искусство достигло полного своего расцвета в период эпох Чуньцу (722-481) и Чжаньго (403-221 до н. э.) Однако с угасанием династий Цинь и Хань оно пришло в упадок, в результате чего меч цзянь был постепенно вытеснен мечем дао. Работа с мечом цзянь включает в себя два комплекса - "большой меч (тун бэй да цзянь)" и "малый меч (тун бэй сяо цзянь). Последний называют еще "мечом атласного халата (ти пао цзянь)" принадлежит направлению чоцзяо. По духу он очень схож с сюань хуа цзянь, хотя последний уступает ему по масштабам распространения. В основу того и другого положен принцип использования силы тунбэй цзинь.

Методы шеста (тун бэй гунь фа)

 Упоминание о шесте (гунь) в воинских документах и в исторических книгах было обычным делом. Однако по отношению к таким видам оружия, как меч-дао и копье-тянь фа, он имел известные отличия, в силу того, что это искусство возникло и развивалось в основном не в армейской, а в народной среде. Соответствующие методы работы с шестом тунбэй  подразделяются на два вида, в основе которых лежит использование либо длинного, либо короткого шеста. Впрочем, существует и другая классификация шеста гунь по длине. Один вид носит название «шеста вровень с бровями (ци мэй гунь )», другой, еще более длинный, превышает размер человеческого роста. Сейчас его называют просто «веткой сливы», тогда как в эпоху Мин он носил название «шеста обмотанной ветки (чань тяо гунь)».

Основу искусство шеста тунбэй (тун бэй гунь шу) составляет направление «шеста (подобного) ветряной мельнице (фэн мо гунь)», хотя в последнее время оно впитало в себя содержание еще нескольких техник работы шестом, развитых на северо-западе страны (си бэй), что позволило сформировать новую систему. Первоначально искусство фэн мо гунь называли «пятьдесят пять рисунков (у ши у ту)». Осенью 1925 года (14 год республики) ее основатели, Ма Фэнту и его единоутробный младший брат Ма Инту, основали и создали в резиденции Кайфэнфу провинции Хэнань непревзойденное искусство копья, включающее в себя широко известные техники «копья и шеста двух наставников» и методы «копья 13 семей». Всего ими было создано 55 форм, в основу которых были положены, в качестве базовых, методы «копья шести направлений (лю хэ цян фа)», методы «копья иньского хвата (инь ба цян фа)», методы «копья мёртвого хвата (сы ба цян фа)»,  методы «запечатывающего копья (фэн цян фа)», и некоторые другие. Изначально они были разработаны Ма Фэнту, который обучил им затем Ма Инту. В свою очередь, в 1927 году (16 год республики) Инту «заполнил пустоты» системы 88 форм шеста и копья, собранные Юнь Мосяном, которые были представлены тремя  образами действий (сань ши), получивших общее название «шеста ветряной мельницы (фэн мо гунь)», реализовав тем самым высочайшую степень развития метода шеста.

Методы копья и шеста взаимно дополняют друг друга, что выражается в рекомендации использовать копьё как хребет, а шест как каналы (сосуды), развивающие методы использования копья. Разработанная братьями Ма форма в основном построена на особенностях искусства шеста, оставленного нам представителями кланов как Ци () и Чэн (). Его сутью является использование метода работы шестом, основанным на принципе «десять (защитных) ударов уступают одному проникающему (ши да бу жу и чжа 十打不如一扎)».

По богатству своего технического содержания искусство шеста северо-западного региона (си бэй 西北) является в масштабах страны единственным в своём роде. Его преимуществами являются быстрая смена методов хвата и хитроумная структура, включающая множество «изменений оконечности шеста». Вот почему именно их «оригиналы» были положены в основу шеста тунбэй. Иными словами, тщательный отбор всего самого лучшего из древних техник позволил сформировать ряд новых комплексов, основанных на использовании силы цзинь ли тунбэй, сохранив при этом формы «северо-западного» шеста.

Хотя в современном тунбэй бяньгань используются, в основном, методы ши ба да гунь, к ним также добавлены методы дуань гунь и ба гунь тоу дуань гунь. Все они относятся к виду «короткого оружия», подразделяясь на методы «одинарного и двойного» использования, использование методов «короткой палки» требует незаурядной храбрости и личной инициативы. В целом, следует признать, что «северо-западный бяньгань» (си бэй бянь гань 西北鞭杆) является редким и удивительным цветком сообщества у линь, способствуя развитию искусства применении силы цзинь и базовых методов работы рук.

 В целом, искусство тунбэй гунь фа обрело метод бянь гань за счет устранения ряда недостатков в технике перемещений и чрезмерной «пестроты» структуры и упорядочивания методов, использованных старшими поколениями бойцов, сформировав тем самым такие базовые методы упражнений как «пять инь (у инь)», «семь рук (ци шоу)», «тринадцать методов (ши сань фа)», «обмотать море 18 ударами (чань хай ши ба да)», а также - базовые формы приёмов (чжао ши). Среди соответствующих комплексов упражнений наиболее красивыми по содержанию следует признать следующие три комплекса: «качающаяся рука (дяо шоу)», «жёлтый дракон (хуан лун)» и «обмотать море (чань хай)».

Прочие виды оружия тунбэй (тун бэй ци та ци се)

  Помимо хорошо известных видов оружия тунбэй - копья, меча-дао, меча-цзянь и шеста, а также менее известных, типа алебарды (да дао), крюкообразного серпа (гоу лянь), «верхушечного шеста» (шао цзы гунь), меча-цзянь с двумя крюками (цзянь тоу шуан гоу), парных мечей-дао десяти тысяч побед (вань шэн шуан дао), трёхзвенного цепа тунбэй (тун бэй сань цзе гунь), большого шеста (да гань цзы), двуручного трезубца (шуан шоу цзи) и некоторых других, боевое искусство тунбэй включает специфический вид оружия, получившего название «сломать, заградить дверь (лань мэнь цзюэ)», которое представляет собой вид парного оружия.

В начале войны, против японских агрессоров Ма Фэнту создал учебный курс по искусству рукопашного боя, содержавший техники «сломанного острия восьми мечей-дао (по фэн ба дао) и «сломанного острия восьми копий (по фэн ба цян). Последний, использовавшийся в войсках в сочетании шага со смертельным уколом копья, получил название метода «рубки и уколов восьми копий (пи цы ба цян)». При этом, используемые приемы меча-дао и копья,  отрабатываемые индивидуально и в паре, требовали применения большой силы и отчаянной храбрости.